Аттестаты соответствия: расставим все точки над «і»


Версия для печати

Пожалуй, самым обсуждаемым нововведением минувшего года стало осуществление отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности при наличии аттестатов соответствия. Если поначалу некоторые участники рынка проектно-строительных услуг терялись в сомнениях о необходимости введения подобной процедуры, называя ее барьером в работе строительных организаций, то сейчас даже самые решительные консерваторы единогласно отмечают: новые условия действительно позволили повысить ответственность участников строительного процесса, что, безусловно, отразилось и на качестве работ.

Однако наряду с положительными изменениями введение новых правил породило дополнительные процедурные сложности. На самые актуальные вопросы, касающиеся получения аттестатов соответствия, сегодня отвечает начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Антонина ПЕТРУШИНА.

— Индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо планируют выполнять работы по текущему ремонту. Необходимо ли наличие аттестата соответствия?

— Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 года № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» утверждено Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений. В Приложении 1 к названному Положению определен перечень видов работ (их составляющих), при выполнении которых обязательно наличие аттестата соответствия, в том числе для выполнения работ по обследованию зданий и сооружений.

В Законе Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» текущий ремонт объекта определяется как совокупность работ (в том числе строительно-монтажных и пусконаладочных) и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта. Таким образом, для выполнения работ по текущему ремонту юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю аттестат соответствия, выдаваемый в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 252, не требуется. Работы, относящиеся к текущему ремонту, определены в ТКП 45-1.04-206-2010.

— Необходимо ли наличие аттестата соответствия для выполнения работ на объектах пятого класса сложности?

— Наличие аттестата соответствия в таком случае не требуется.

Отмечу, что аттестация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей введена в соответствии с подпунктом 1.11 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 года № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Указ распространяет свое действие на возведение, реконструкцию и реставрацию, в том числе капитальный ремонт, объектов строительства, относимых в соответствии с классификацией, установленной Государственным комитетом по стандартизации, к первому — четвертому классам сложности.

— Генеральный проектировщик имеет аттестат соответствия второй категории. Какой аттестат соответствия должен иметь субподрядчик, привлекаемый генеральным проектировщиком для разработки отдельного раздела проектной документации?

— Порядок заключения договора на выполнение проектных работ определен Правилами заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством (далее — Правила на проектные работы).

Согласно Правилам на проектные работы:

· генеральный подрядчик — подрядчик, привлекающий для выполнения своих обязательств субподрядчиков путем заключения с ними договоров;

· субподрядчик — лицо, заключившее с генеральным подрядчиком договор субподряда на выполнение отдельных разделов (частей) проектной документации, видов (этапов) проектных и изыскательских работ и (или) осуществление авторского надзора за строительством по отдельным разделам (частям) проектной документации, видам (этапам) проектных и изыскательских работ;

· договор заключается при наличии у подрядчика документов, подтверждающих право на разработку предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполнение изыскательских работ, в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 8.2).

Согласно пункту 14 Правил на проектные работы договор субподряда заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными названными Правилами и иными актами законодательства.

Таким образом, при привлечении генеральным подрядчиком, имеющим аттестат соответствия второй категории, для разработки отдельных разделов проектной документации субподрядчика, субподрядчик должен иметь аттестат соответствия первой — четвертой категории.

— На какие объекты строительства органы государственной экспертизы вправе затребовать предпроектную (предынвестиционную) документацию?

— Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 года № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» определено, что до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, относимых в соответствии с классификацией, установленной Государственным комитетом по стандартизации, к первому — четвертому классам сложности (за исключением возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам, заказчиками, застройщиками разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов строительства.

Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 июля 2014 года № 196 утвержден ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная документация. Состав и порядок разработки».

Подпунктом 23.2 пункта 23 Указа № 26 установлено, что его действие не распространяется на строительство объектов, на которые до вступления в силу Указа в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена.

Учитывая вышеизложенное, органы государственной экспертизы вправе затребовать предпроектную (предынвестиционную) документацию только по объектам, решение о проектировании и строительстве по которым принято после 1 апреля 2014 года.

— Правомерным ли будет привлечение к ответственности за нарушение условий договора на выполнение проектных работ, заключенного в 2013 году, в соответствии с Главой 8 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров республики Беларусь от 1 апреля 2014 года № 297?

— Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством разработаны в целях реализации абзаца третьего подпункта 28.1 пункта 28 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 года № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26) и утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2014 года № 297, которое в соответствии с пунктом 4 вступило в действие с 1 апреля 2014 года.

Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с подпунктом 23.2 пункта 23 Указа № 26 его действие не распространяется на строительство объектов, на которые до вступления в силу Указа № 26 в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена.

Учитывая изложенное, приводить в соответствие с требованиями указанных Правил договор, заключенный в 2013 году, не требуется. Следовательно, привлечение к ответственности за нарушение условий договора на выполнение проектных работ, в соответствии с Главой 8 Правил, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2014 года № 297, будет являться неправомерным, поскольку указанное постановление вступает в силу с 1 апреля 2014 года и не распространяет свое действие на договоры, заключенные до вступления его в силу.

"Республиканская строительная газета" №3 (600)

Всего просмотров: 34 014
Опубликованно: 23.01.2015