Городское жилье на постсоветском пространстве: украинский опыт


Версия для печати

В рамках Национального фестиваля архитектуры «Минск-2013» состоялся круглый стол на тему «Перспективы и конфликты развития жилых районов в городах на постсоветском пространстве». Организаторами мероприятия выступили ОО «Белорусский союз архитекторов», ассоциация IRA URBAN (Германия, Великобритания, Франция, Казахстан, Украина, Россия, Грузия, Беларусь) и УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА».

Модераторы круглого стола — Н. Власюк (Беларусь, Минск, ОО «БСА») и C. Neugebauer (Germany, Leipzig, IfL) — рассказали о проблематике, заложенной в основу мероприятия.

Жилье входит в число важнейших потребностей для человека. За два последних десятилетия на территории постсоветского пространства сформировались различные подходы к ее решению. Это объясняется тем, что каждому государству присуща собственная жилищная и градостроительная политика. Разнятся также экономические и социальные условия строительства жилья. В то же время в наших странах меняются требования к жилым стандартам и инструменты городского планирования, происходит реформа рынков недвижимости. Все это направлено на соответствие новым жилищным потребностям.

На этом фоне целью круглого стола является разносторонний анализ, необходимый для понимания сути текущих жилищных тенденций, характерных для городов на постсоветском пространстве. Организаторами круглого стола предлагалось посредством междисциплинарной дискуссии участников из стран СНГ рассмотреть следующие проблемы:

• тенденции и конфликты, связанные с концентрацией различных социальных типов жилья на городских территориях;

• взаимодействие участников процесса городского развития;

• перспективы текущих преобразований рынка недвижимости;

• сильные и слабые стороны градостроительной и жилищной политики в странах Содружества.

Заместитель председателя Львовского регионального отделения Ассоциации городов Украины Виталий Загайный свой прекрасный город назвал «последней нераскрытой жемчужиной Восточной Европы» и пригласил присутствующих обязательно там побывать. Однако темой выступления он выбрал не красоты Львова, а украинский опыт в области планирования жилищного строительства.

Выступающий коротко охарактеризовал представляемое им региональное отделение Ассоциации. Слайд с изображением городских гербов Львовской области продемонстрировал, что этот западноукраинский регион включает 40 городов и 5 поселков. Они составляют — так исторически сложилось — почти 10 % городов Украины. Некоторые из них насчитывают чуть более 1000 человек, в то время как население Львова составляет 750 тыс. жителей.

Градостроительную деятельность в Украине регулирует принятый в 2011 году закон «О градостроительной деятельности». Докладчик подробно рассказал, как в соответствии с законодательством вопросы планирования территорий решаются на местном уровне. ОМС (органы местного самоуправления) составляют значительную часть существующей в стране публичной власти. В эту систему входят областные, районные, городские советы и мэры городов — то есть органы, которые непосредственно отвечают за ситуацию на местах. Законодательно органы местного самоуправления имеют возможность разрабатывать и утверждать генплан, план зонирования и детальный план застройки территории. Первый — самый веский документ. На его базе создается план зонирования. А после — план застройки территории, касающийся, к примеру, микрорайона города.

Докладчик еще раз подчеркнул: разработкой документов всех трех типов занимаются исполнительные комитеты местных советов, а утверждение происходит на их сессиях (так называемых радах). Этот процесс не хаотичен: центральные органы исполнительной власти достаточно строго регулируют его прохождение, а регламентирован он соответствующим положением кабинета министров. Надо сказать, что вмешательство не касается сути процесса — полномочия последних заключаются в том, чтобы наблюдать ход разработки документа, который должен производиться по четким правилам. Так, требования гласят, что градостроительную документацию должна разрабатывать специализированная лицензионная компания. Что касается, допустим, «начинки» генплана, то ответственность за нее несет местная власть.

В. Загайный продемонстрировал слайд, иллюстрирующий генплан города Львова до 2025 года. Каждый цвет отвечает за то или иное функциональное назначение отдельных районов или микрорайонов. Данная схема находится в свободном доступе — эта информация не засекречена и доступна любому человеку, который зайдет на соответствующий сайт, чтобы сориентироваться, что же городские власти планируют сделать до обозначенного срока. «Это очень важно как для потенциальных инвесторов, так и для населения», — подчеркнул выступающий. В качестве примера он привел схему одного из северных микрорайонов Львова, где отмечены как существующие, так и запланированные к строительству здания.

Что касается объемов строительства жилья в Украине, то, по информации отраслевого министерства, за 2012 г. было введено в эксплуатацию почти 10 млн 750 тыс. м2, что на 14,2 % больше, чем в 2011 г., а в первом полугодии 2013-го — 4,5 млн м2.

Заместитель председателя Львовского регионального отделения Ассоциации городов Украины рассказал о роли общественности при решении градостроительных вопросов. В стране сегодня существуют две основные соответствующие формы. Первая — архитектурно-градостроительный совет. Это открытый орган, который состоит в основном из специалистов-архитекторов. Результаты их работы представляются мэру города и депутатам городского совета. Кроме того, на общеукраинском уровне существует такая обязательная форма, как общественные слушания, процедура которых очень четко прописана. К примеру, если речь идет об утверждении нового генерального плана города, то этот документ не может быть вынесен на рассмотрение депутатского корпуса без предварительной организации общественных слушаний. Если они состоялись и при этом не сопровождались какими-либо острыми дебатами и принципиальными замечаниями, генплан рассматривают депутаты. «Этот своеобразный фильтр обеспечивает участие общественности в принятии важных градостроительных решений», — обратил внимание докладчик.

В украинских городах случаются конфликтные ситуации, когда застройщик пытается возводить новый объект, допустим, в опасной близости от архитектурного памятника, чем может нанести ему урон, либо городские власти собираются строить высотку в зеленой зоне. Тогда общественность, исчерпав описанные выше возможности пресечь неоднозначные инициативы и пытаясь отстоять свои права, прибегает к более жестким инструментам вплоть до пикетирования. В итоге свою правоту население отстаивает в судебном порядке.

Главной проблемой современных украинских городов Виталий Загайный назвал уплотнение застройки существующих районов. В этих случаях не создаются новые микрорайоны на свободных площадях, а с использованием существующих коммуникаций делаются вставки — в основном, высотные дома. «Это не всегда хорошо, — подчеркнул выступающий. — Случается, что новое жилье серьезно перегружает и инженерные сети, и социальную инфраструктуру старых районов».

Наблюдается и смена целевого назначения земель и объектов. Нередки случаи, когда военные части или устаревшие производства находятся в непосредственной близости от центральной части города. К примеру, завод «Автопогрузчик» находится в 2-2,5 км от исторического центра Львова, внесенного в соответствующий список ЮНЕСКО. Это сложное производство, в составе которого до недавнего времени существовал даже сталелитейный цех. Безусловно, такому предприятию не место в сердце города, и этот вопрос в настоящее время решается, в том числе с помощью генплана.

Одной из важных проблем украинских городов является ограничение их пределов. Земли в Украине принадлежат т. н. «территориальным грамадам», и Львов, чтобы расширить свои границы, должен урегулировать этот вопрос с сельским или иным городским советом, что не всегда просто. Особенно учитывая, что вокруг него находится порядка 30-ти «территориальных грамад».

Участники круглого стола активно обсудили выступление украинского эксперта. В частности, они обратили внимание: на слайде с генпланом Львова видно, что застройка выходит за городскую границу, обозначенную красным цветом. Как же решался этот вопрос?

По словам Виталия Загайного, он входит в состав Львовского городского совета на протяжении 12-ти лет. Работа, о которой говорится выше, ведется с 1990-х годов, и только сейчас процесс согласования расширения границ города заканчивается. Конечно, в итоге Львов поглотит близлежащие населенные пункты и территории, однако другого пути нет: резервов для развития внутри городской черты практически не осталось, тем более что в нем исторически сложилась высокоплотная застройка: многие украинские города, имея такое же население, занимают в 2-2,5 раза большую площадь.

Ограничены ли общественные обсуждения временными рамками? Отвечая на этот вопрос, Виталий Загайный повторил: «Их проведение очень четко регламентировано — в первую очередь, законом «О градостроительной деятельности», а также соответствующим положением. Это означает, что есть четкие сроки, на протяжении которых должно пройти слушание: 10 дней со дня представления проекта документа». В общественном слушании принимают участие разработчики проекта и представители депутатского корпуса, которые могут сразу ответить на ряд возникших вопросов. Если же непосредственно в зале люди ответа не получили, это оформляется протоколом, который направляется мэру города. Оттуда — в профильную депутатскую комиссию либо управление горисполкома.

В целом общественные слушания проводятся по разным вопросам. Те, что посвящены градостроительству, жителей живо интересуют, и поэтому проходят не формально, а с активным участием населения.

Как городские власти реагируют на конфликтные ситуации? «О том, чтобы их умалчивать, не может и речи быть, — отметил украинский специалист. — Возникновение конфликта обязательно становится достоянием общественности, в том числе благодаря СМИ. Примером может служить ситуация, связанная с подготовкой к 750-летию Львова, когда при реконструкции была уничтожена часть найденных исторических артефактов». Городская власть, по словам Виталия Загайного, не может не считаться с такими обстоятельствами и ведет поиск компромисса, потому что невозможно игнорировать мнение общественности. Бывало, что та, не получив адекватного ответа от власти, обращалась в суд и его решением добивалась запрета строительства.

В то же время общественные обсуждения — это инструмент, который, как палка, имеет два конца. В некоторых случаях люди им злоупотребляют, защищая исключительно собственный локальный интерес, навязывая его общественности как проблему, актуальную для широкого круга населения.

Как прозвучало, мэр города на подобные ситуации реагирует по-разному. Городская власть избирается большинством голосов. И если мэр понимает, что слышит мнение большинства, то в 9-ти из 10-ти случаев не станет идти против него. Если же он видит, что дело касается интереса одного-двух людей, которые имеют на рассматриваемой территории «классный особняк» и не хотят, чтобы рядом было построено, например, общественное здание, то поддерживает новый проект.

Всего просмотров: 5 016
Опубликованно: 04.11.2013