Градостроительная политика в документах и на практике


Версия для печати
На ежегодной конференции Белорусского академического центра МААМ, состоявшейся в Республиканском доме архитекторов в апреле т. г., не звучало рутинных "самоотчетов" — там профессионалы обсуждали перспективы и проблемы градостроительного развития Минска и других городов республики.
В основу дискуссии лег доклад, подготовленный доктором архитектуры, лауреатом Государственной премии Республики Беларусь, заведующим кафедрой "Градостроительство" БНТУ Г. А. Потаевым, доктором архитектуры, профессором В. Н. Аладовым и кандидатом архитектуры, профессором К. К. Хачатрянц.

Нужны ли Минску небоскребы?

Одна из важнейших проблемных ситуаций в развитии белорусского градостроительства связана с высотным строительством.

"В застройке последних лет, а еще больше — в предлагаемых проектных решениях все чаще появляются высотные здания, — обратил внимание Г. А. Потаев. — Эти доминанты рази-тельно меняют облик городов и, как правило, не в лучшую сторону". В качестве примера докладчик привел строящийся жилой дом возле Суворовского училища, на фоне которого "пропало" Троицкое предместье и который конкурирует с Оперным театром.

"Одной из наиболее серьезных проблем, которую еще можно остановить, является строительство высотной гостиницы на месте нынешнего Музея Великой Отечественной войны, — продолжил он. — Этим объектом будет серьезно деформирован проспект Независимости — единственный ансамбль, созданный в Беларуси в ХХ веке, который может претендовать на включение в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО".

Болезнью гигантомании в прошлом столетии переболели многие мегаполисы. На их примере видно, что оптимальным решением является создание новых высотных деловых центров в стороне от исторических ядер городов — как Де-Фанс в Париже, Кэнэри-Уорф в Лондоне. Однако еще лучший путь, по мнению Г. А. Потаева, предложил Берлин после объединения Германии: "Сегодня этот город — свое-образный музей современной архитектуры с выразительными зданиями и ансамблями, которые поражают не высотой, а оригинальными объемно-пространственными решениями".

Правда, как прозвучало чуть позже в одном из выступлений, в Берлине американцами был-таки построен один небоскреб, но немцы обдумывают возможность его со временем немного "обрезать"…

Да и сами США не однозначно относятся к высотному строительству. Небоскребы, появившиеся в конце XIX века как символ прогресса и технических возможностей человека, оказались чрезмерно дороги в строительстве и эксплуатации. Всемирно известный архитектор Рэм Коолхаас в книге "Безумный Нью-Йорк", изданной в 1978 г., доказал, что высотки крайне неэффективны экономически, социально, психологически.

"Действительно, — продолжил Г. А. Потаев, — на верхних этажах нельзя открывать окна из-за сильного ветра (впрочем, их там открывающимися и не делают), эти дома раскачиваются… А что делать в случае пожара или отключения электроэнергии? Об этом и говорить не хочется"…

Личным опытом высотного строительства поделился доктор технических наук, лауреат Государственной премии, профессор Т. М. Пецольд: "Говоря об архитектуре, нельзя забывать, что расход строительных материалов на небоскребе в сравнении со стандартным монолитным зданием — не говоря уже об индустриальном домостроении — больше в 2–3 раза. Кроме того, на порядок выше стоимость обеспечения жизнедеятельности этого объекта, включая противопожарные и прочие мероприятия. И, наконец, в соответствии с ТКП по высотным зданиям следует обеспечить мониторинг за поведением конструкций с момента заложения фундамента и на протяжении всего жизненного цикла постройки".

Основного докладчика во многом поддержал и Заслуженный архитектор Беларуси, главный архитектор УП "Минскградо" Я. Л. Линевич, который, по задумке, должен был выступить в роли оппонента.

Городскими властями институту был заказан проект размещения высотных зданий в Минске. Надо сказать, что подобная работа уже проводилась в 1970-е годы, на основании чего вышла книга Л. С. Потапова "Силуэт Минска". Таким образом, в городе предпринимаются попытки оптимальной расстановки высотных доминант.

В то же время Я. Л. Линевич убежден, что все уникальные объекты должны проходить расширенное обсуждение на архитектурно-градостроительном совете.

Так, неоднозначное впечатление оставляет "Парус" близ ул. М. Танка. По крайней мере, он не слишком эффектно выглядит со стороны ул. Кальварийской. А строительство в сквере других зданий и вовсе идет вразрез с градостроительной традицией Минска "улица — площадь — улица — площадь"…

С ул. Кальварийской открывается еще один не самый удачный городской вид — на четыре жилых дома по ул. Ольшевского. Здесь, на ответственной магистрали, хотелось бы видеть красивый разновысокий архитектурный комплекс. А на деле — микрорайонный прием.

"Не в укор архитектурной общественности, — деликатно заметил Я. Л. Линевич, — скажу, что где-то мы потеряли интерес к яркому формированию жилой среды. Интересные решения если и встречаются, то — общественных зданий. Правда, и здесь неблагополучным примером (пусть не высотным) может служить застройка ул. Сурганова".

Возвращаясь к высотному строительству, он подчеркнул: "Высота, конечно, должна быть. Главное, как ее сделать. Высотные дома должны быть интересными, красиво держать пространство. К примеру, "усилить" высот-ками "духановские" дома на пр. Победителей было, вроде бы, и неплохим решением, но, наверное, новостройки не должны вплотную стоять к существующим зданиям, накладываясь на них".

"Провинциальным синдромом" назвал повышенный интерес к высотному строительству Заслуженный архитектор Беларуси, лауреат Ленинской премии Ю. М. Градов: "Мол, весь мир уже "рванул" вверх, а мы отстаем. Однако если в Минск-сити и Маяке Минска сделаны попытки выйти на образность высотных зданий, то какой образ несут высотки в центре? Каковы их идейно-художественные решения, призванные сделать Минск не "типовым" городом?"

"Каждое здание в центре нашей столицы должно иметь индивидуальный художественный образ, быть ярким — как архитектурным, так и инженерным — произведением искусства, — выра-зил он уверенность. — И если мы к этому не готовы, то лучше с высотным строительством не спешить. Иначе может оказаться так, что мы "рванем" — и покажем свою несостоятельность.

Уже сегодня нарастает масса архитектуры, которая "давит" исторический центр, вторгаясь в пространство узкого водно-зеленого диаметра. Но разве у нас река? У нас ручеек, близ которого нужно делать сомасштабное ему благоустройство. Так, опасения вызывает новый гостиничный комплекс возле цирка. Уместен ли он будет на берегу Свислочи, близ парка им. Горького?

Конечно, в Минске к Чемпионату мира по хоккею 2014 года делается многое. Но надо, чтобы все это "рвануло" правильно, с большим умом"…

"Небоскребы — это монумент ушедшему ХХ веку", — прозвучало в ходе конференции. Спорно? Возможно. Тем не менее, прежде чем принимать решение об их проектировании и строительстве, следует тщательно взвесить все "за" и "против".

Какова оптимальная плотность жилой застройки?

Еще одним важным вопросом, на котором заострил внимание участников мероприятия Г. А. Потаев, является повышение этажности и плотности массовой жилой застройки.

Казалось бы, все просто — чем выше плотность жилой застройки, тем больше квартир можно разместить на каждом гектаре ценной городской территории. Однако при этом возникает ряд серьезных проблем: и нехватка мест для парковки автомобилей; и уменьшение озелененных территорий во дворах; и ухудшение инсоляции зданий и дворовых пространств. Расчеты показывают, что при плотности застройки 350 человек на гектар, которая была в предпоследнем СНиПе (в последнем документе и это ограничение снято), в жилых дворах просто не хватает места для автостоянок жильцов и необходимых озелененных территорий. "Что делается во дворах многоэтажной жилой застройки, вы все прекрасно видите каждый день, — обратился Г. А. Потаев к коллегам.

— В градостроительных нормах 2008 г. вообще сняты ограничения по плотности жилой застройки повышенной этажности. Там есть запись: не менее 9 тыс. м2 общей площади на га. Таким образом, плотность может быть вообще беспредельной. Уменьшены в нормах и показатели обеспеченности населения озелененными территориями. Они вообще в Минске сжимаются как "шагреневая кожа". В последнем генеральном плане Минска уже нет семи зеленых клиньев, которые, как раньше планировалось, должны были врезаться с разных сторон в городскую застройку. Из них реально сохранились только два — северный и юго-восточный. Территория восточного зеленого клина рядом с Национальной библиотекой активно застраивается. Начато строительство в пределах исторической части водно-зеленого диаметра рядом с цирком. И таких примеров можно привести немало"…

В свою очередь Я. Л. Линевич напомнил, что в прошлом году Указом Главы государства был утвержден генеральный план развития Минска до 2030 г. По сути, это не корректура, а новый документ. Дело в том, что последнее время город активно развивается. За последнее 10-летие в нем прибавилось около 146 тыс. человек. Таким образом, ежегодно его население увеличивается на 13–14 тысяч. В то же время республика в целом приросла только на 73 тыс. чел. А ряд городов и вовсе убывает. Так, в Минской области городское население сократилось на 2,8 %. В столице сегодня живет около 20 % населения всей республики и примерно 26 % городских жителей. В Европе же этот показатель, как правило, составляет 8–9 %. Сложился парадокс: если в советское время очередь на получение (бесплатное!) жилья составляла 130–140 тыс. чел., то теперь — за свои деньги — квартиры хотят построить 280 тысяч. Именно поэтому Главой государства поставлена задача по ограничению населения Минска до 1 млн 800 тыс. чел., а также по созданию городов-спутников.

В целом жилищной политике города уделяется большое внимание. При этом важно, решая жилищную проблему граждан, соблюдать архитектурно-градостроительные интересы Минска.

К примеру, на слуху строительство Минск-сити. Однако уже сейчас ясно, что первоначальный срок ввода — 2015 год — выдержан не будет. Но самое главное, застройка района, заявленного как уникальный, начата с панельных домов. А ведь Минск-сити предназначен для реализации будущего нового центра столицы, в котором необходимо резервировать ценные земли для перспективных значимых сооружений, в т. ч. международного масштаба. "По-хорошему, — отметил Я. Л. Линевич, — там надо строить минимум жилья, причем на самом высоком уровне. Вплоть до того, что объявить на эту территорию конкурс".

Похоже, что многое будет упрощено и в Маяке Минска, рекламируемом как новые Дубаи.

В целом можно подметить тенденцию: некоторые инвесторы, продекларировав намерения по возведению уникальных ансамблей, начинают с выгодного им жилищного строительства, им и заканчивая…

Что касается городов-спутников, то всего их намечено девять, а наиболее близкой перспективой является застройка в г. Смолевичи. Там будет размещаться примерно 1 млн 300 тыс. м2 жилья. Освоение этой территории со всей инфраструктурой требует весьма значительных средств. Кроме того, чтобы минчане "соблазнились" переездом, нужны, помимо привлекательной цены, красивая застройка, удачно вписанная в живописный рельеф, места приложения труда и пр.

Как избежать транспортного коллапса?

Еще одна проблема Минска — транспортная.

Современные города перегружены транспортом — стоящим и движущимся. В Минске в настоящее время насчитывается свыше 300 автомобилей на 1000 жителей. А с учетом последнего ажиотажного спроса, по-видимому, и больше. В Вильнюсе эта цифра составляет 450, в Варшаве — 490. Нью-Йорк нам, по-видимому, не догнать — там более 900. Вместе с тем, если учесть пожелания минчан, то уровень автомобилизации в столице составит 600–650 автомобилей на 1000 жителей.

Причем, как обратил внимание Г. А. Потаев, каждому автомобилю надо как минимум три места: ночью — около дома; днем — у места работы; кроме того, у торгово-обслуживающих объектов. Очевидно, что проблему парковки автомобилей за счет наземных автостоянок не решить. Необходимо переходить к активизации строительства подземных и многоэтажных паркингов. Этому способствует принятие Указа Главы государства "Об удешевлении строительства гаражей и автомобильных стоянок", благодаря чему их стоимость уменьшается на 18 %.

Стоит и дальше искать пути удешевления строительства паркингов. По словам Т. М. Пецольда, подземная парковка под "Парусом" за счет своей конструктивной сложности обойдется владельцу примерно в 30 тыс. долл. Средняя цена по Минску составляет около 10 тысяч. А массово их станут приобретать при удешевлении практически втрое…

Во избежание транспортного коллапса следует также: ускоренно развивать сеть магистральных улиц и многоуровневых развязок; совершенствовать общественный пассажирский транспорт (в т. ч. пригородно-городской железнодорожный); провести перерасчет потребности в автостоянках в соответствии с ожидаемым уровнем автомобилизации.

Трудно ли быть проектировщиком?

Бесконечные хождения проектировщиков по согласующим и разрешающим инстанциям — возможно, не самая главная, но тоже важная проблема. Неоправданно длительное время занимает и сбор исходных данных. Было бы целесообразно, считают организаторы конференции, централизовать эту функцию в одной организации (например, Комитете архитектуры и градостроительства), которая выдает архитектурно-планировочные задания и бланки на технические условия, строго ограничить время их выдачи, установить жесткие сроки решения этих вопросов и наказывать за необоснованные отказы в их решении. Несмотря на некоторые упрощения процедур, связанных с выделением земельных участков, они по-прежнему занимают настолько длительное время, что оно сопоставимо с проектированием.

На конференции прозвучало мнение о необходимости запрета утверждающим инстанциям требовать согласования с бесчисленными службами, оставив, как было раньше, в этом списке только органы архитектуры и повысив тем самым ответственность и роль ГИПов и ГАПов.

Что касается тендеров, то, как было отмечено, их цель — найти проектировщика, который выполнит работу за наименьшую стоимость. Но ведь цены приведены в государственных документах и они — одни из самых низких в мире. Что же можно сделать за меньшую сумму? Только халтуру…

Было также высказано мнение о том, что за экспертизой нужно оставить право и обязанность контролировать лишь надежность, безопасность и устойчивость конструкций, правильность технологических процессов и экономичность решений. За все остальное в ответе должен быть проектировщик. Тогда и время, деньги сэкономятся; и проекты интереснее будут…

Что надо изменить в градостроительной политике, законодательстве, нормах?

Как подчеркнул Г. А. Потаев, документы, определяющие градостроительную политику в стране, четких ответов на то, как должны развиваться наши города, не дают.

"Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2007–2010 годы" — 22 страницы правильных, но общих фраз. Закон "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь", принятый в 2004 г., также является рамочным документом на 61 странице. Для сравнения: "Закон о планировке и застройке города Сиэтла" в США на несколько сотнях страниц подробно излагает требования по градостроительному развитию.

Градостроительные нормы в 2008 г. получили новое название — Технический кодекс установившейся практики. Сами нормативные показатели изменились мало, но принципиально (как уже упоминалось, в т. ч. по предельно допустимой плотности жилой застройки). "Видимо, появление и название документа — ТКП — исходит из практики, — отметил Г. А. Потаев. — Причем, судя по градостроительным нормам, скорее всего из практики Москвы — многомиллионного мегаполиса с неразрешимыми градостроительными проблемами.

Однако градостроительные нормы нельзя слепо копировать из негодной "установившейся практики". Они должны быть научно обоснованными и иметь гуманную направленность, давая возможность гражданам жить в комфортной и экологически благоприятной городской среде".

Председатель Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Г. В. Полянская высказала мнение, что обеспечить эффективную градостроительную политику и ее законодательное закрепление способна разработка Градостроительного кодекса Республики Беларусь — свода градостроительных законов, являющихся правовой базой регулирования процессов развития поселений и территорий.

Подытоживая работу, В. Н. Аладов сообщил, что по ее результатам будет принят итоговый документ, который будет направлен в Минстройархитектуры.

В целом, как было отмечено участниками конференции, развитие Минска и других городов страны идет достаточно хорошими темпами. В то же время, есть проблемные вопросы. Чтобы их ликвидировать на пути движения вперед, следует обратить пристальное внимание на их решение. И тогда в 2014 году спортсмены и гости с удовольствием побывают в Минске, а сами минчане будут проживать в комфортной благоустроенной столице, которая по праву считается одним из красивейших европейских городов.
Всего просмотров: 10 222
Опубликованно: 22.04.2011