И. И. Бовт: Маленькие истории большой жизни


Версия для печати

Что значит слово "человек"? Как оно согласуется с понятиями человечность, успешность, дружелюбие?

Ивана Ивановича Бовта, самого известного в Беларуси "промышленного архитектора", я встретила на ступеньках Республиканского Дома архитекторов на улице К. Маркса в Минске. На назначенное интервью господин Бовт — так называть собеседника подталкивает его необычайная галантность — пришел заранее. Иван Иванович в тот день, как и обычно, был приветлив, находился в прекрасном расположении духа, шутил.

К своим 80 годам заслуженный архитектор Беларуси запроектировал десятки объектов и обозначил основные концепции развития промышленного и гражданского строительства Беларуси. Как сам собеседник признался, он надеется еще послужить на благо родной стране.

Родился Иван Иванович Бовт в Минске 20 июля 1932 года в семье государственного служащего. В 1948-м поступил в Минский архитектурно-строительный техникум (ныне МГАСК) на специальность "архитектура". После его окончания в 1952 году Бовт был направлен на работу в институт "Белпромпроект", где проработал почти полвека на разных должностях. В 1961-м Иван Иванович окончил Белорусский политехнический институт (сегодня БНТУ) по специальности "промышленное и гражданское строительство". В 1968 году стал главным архитектором Белпромпроекта.

Бовт выступал руководителем и непосредственным участником проектов крупных промышленных комплексов в Минске, Бресте, Жодино и других городах. И по сей день занимается Иван Иванович научно-исследовательской деятельностью. Он — один из авторов книг "Архитектура Советской Белоруссии" и "Архитектура Минска послевоенного периода", работ "Архитектура Белоруссии ХХ века", "Промышленная архитектура Белоруссии послевоенного периода" и др. Бовт проявил себя и в гражданской архитектуре. Он возглавлял авторский коллектив по проектированию и строительству Ледового дворца по ул. Притыцкого в Минске, а также ледовых арен в Бресте, Витебске, Гомеле.

За свою деятельность Иван Иванович Бовт неоднократно награждался премиями, удостаивался званий и наград. Так, за разработку проекта и строительство Брестского восточного промузла Иван Иванович удостоен премии Совета Министров СССР (1977), он лауреат премии Совета Министров Республики Беларусь (1994), а в 1973 году ему было присвоено звание "Заслуженный архитектор БССР".

В этом году еще одна знаменательная дата в жизни и карьере Ивана Ивановича Бовта — ровно полвека, как он входит в состав Белорусского союза архитекторов.

Представляем Вам интересные и "главные" истории из жизни и творчества Ивана Ивановича Бовта из первых уст.

Самое яркое детское впечатление

"Все мы родом из детства". Привычки, повадки, стремления и мечты закладываются именно в этом возрасте. А отдельные его кусочки остаются в памяти на всю жизнь, как незапечатленные фотографии счастья.

"Перед самой Великой Отечественной войной, в начале лета 1941 года, мне и еще одной девочке — Цыле Смолькенсон — из тогда Белорусской ССР дали путевки в пионерский лагерь "Артек". Мы тогда только стали пионерами. По дороге в Гурзуф я простудился, и по приезду меня поместили в изолятор. Помню, увидел через окно море — красивое, бесконечное. А на нем… льдинки. Удивился, как это в солнце, жару, лето лед по морю плавает? Я отчаянный был парень, поэтому выбрался из своего лазарета и бегом к берегу. Оказалось, это не лед, а пена. Честно говоря, был очень разочарован. Вот такое яркое детское воспоминание".

Праведник народов мира

За спасение в годы Великой Отечественной войны еврейской девочки архитектор в 1995 году был удостоен звания "Праведник народов мира" и награжден почетным дипломом.

"После того, как расстреляли первых евреев Минска, меня мама послала в гетто разведать, как там наши соседи. Мне удалось пробраться внутрь и узнать, что наши друзья — семья Смолькенсонов — попала в первый поток уничтожения, но их отцу удалось спрятать в бараке самую младшую дочку Майю. Я нашел ее испуганной в самом темном углу барака. Мы с Майей вдвоем взяли клуночки, выбрались из гетто и пошли к нам домой. Девочка жила с нами, пока не начались очередные облавы. Тогда мы переправили Майю в деревню под Минском к нашей тете Паше, где она и прожила до конца войны. После освобождения Беларуси Майю определили в детский дом, который находился недалеко от нашего квартала. Дети в послевоенных детских домах жили намного лучше, чем те, которые росли в семьях: у них всегда было в достатке еды и питья, и в лохмотьях не доводилось ходить. Помню, как Майя приходила к нам в гости в нарядных платьицах и каждый раз приносила то печенье, то конфеты. Так и выросли мы вместе как брат и сестра. Теперь Майя в Израиле, но мы стараемся поддерживать связь".

Выбор

"Архитектором я стал случайно. В детстве мечтал о карьере авиационного конструктора. В юности занимался авиамоделированием, собирался поступать в Московский авиационный институт. Мои документы сначала приняли в учебное заведение, а потом отказали в поступлении. Позже выяснилось, что это произошло из-за того, что мы с семьей во время Великой Отечественной войны были в оккупации. Поначалу я страшно переживал из-за этого. Но нельзя же было сидеть сложа руки. В те послевоенные времена наш Минск стоял в руинах. Не дай Бог кому такое увидеть! Поэтому все люди, стар и млад, были "строителями": собирали и чистили кирпич, расчищали завалы. У меня был друг Володя Соколовский, к сожалению, его уже нет в живых. Он тоже впоследствии стал знаменитым архитектором (речь идет о Владимире Эдуардовиче Соколовском, заслуженном архитекторе БССР, кандидате архитектуры, авторе проектов детальной планировки Солигорска, зон отдыха на Заславском водохранилище и озере Нарочь, лабораторного корпуса завода им. Вавилова в Минске и мн. др. — ред.). Володя сагитировал меня пойти подать документы в строительный техникум. Выбрали специальность "архитектура", потому что умели неплохо рисовать. И, честно сказать, нам очень повезло: у нас были хорошие педагоги. Окончить техникум нам удалось с отличными результатами".

Белпромпроект

На работу в Белорусский государственный институт промышленного проектирования "Белпромпроект" Иван Иванович пришел в 1952 году техником. Сейчас уже, наверное, никто не поверит, что можно проработать полвека в одной организации. Но и в наши дни есть такие люди, для которых первое место работы становится родным. Так случилось и с Бовтом: он проработал в Белпромпроекте почти пятьдесят лет.

В 1968 году И. И. Бовт занял место главного архитектора, точнее говоря, творческого руководителя крупнейшего в стране коллектива промышленных архитекторов.

Чтобы просто перечислить все объекты, к созданию которых приложил руку заслуженный архитектор Беларуси, не хватит и целой книги. Вот лишь самые известные из них: в Минске — комплекс промышленных предприятий на площади Я. Коласа, комплекс часового завода, комплекс завода холодильников, в Бресте — ковровый комбинат, чулочная фабрика, в Жодино — Белорусский автомобильный завод и завод тяжелых кузнечных штамповок и мн. др.

"Особенно радостно, что благодаря моей работе промышленный Брест выглядит сейчас именно так. Ведь лет 50–60 назад это было скорее провинциальное местечко, в котором царила безработица. Тогда высшее руководство БССР добилось строительства в Бресте двух производств легкой промышленности, одним из которых стал Брестский ковровый комбинат, автором проекта которого я являюсь, а вторым — Брестская чулочная фабрика. С этого все и закрутилось: появилась занятость, молодежь потянулась в город, начали создаваться профтехучилища, а за ними и университеты. А когда в высших кругах власти увидели прогресс Беларуси, в страну "пришли" технологичные и "умные" заводы. Как из маленьких брызг получается морская пена, так и с одного производства берет свое начало современный процветающий город".

Почему промышленный архитектор?

"Желание стать именно промышленным архитектором у меня возникло еще в годы учебы в техникуме: приходилось подрабатывать на производстве. Поэтому у меня ясно существовало понимание, что такое сложная работа и жизнь рабочего класса. Именно тогда я пришел вот к какому умозаключению.

Человек находится на производстве основную часть своей сознательной жизни. Поэтому именно эта среда делает из него индивида. Окружение, условия труда формируют жизненную позицию. Так возник главный вопрос, ответ на который и стал моим жизненным кредо в промышленной архитектуре: "Почему человек должен трудиться в бараке, если он может это делать во дворце труда?"

И вправду, большинство построек, запроектированных И. И. Бовтом, представляют собой самые настоящие дворцы. В них гармонично сочетаются внешняя красота, внутренний уют, высокая функциональность и, самое главное, комфорт.

На вопрос о самом любимом здании Иван Иванович с улыбкой ответил, что это то сооружение, которое он еще построит.

"На самом деле я многоженец. Первая жена — та, с которой я прожил всю жизнь. Вторая — архитектура. А самые мои любимые здания из существующих — это первое, за которое я получил медаль, — ковровый комбинат в Бресте, второе — завод холодильников в Минске, и третье — завод роботов, нереализованный из-за распада СССР проект. В конце 1980-х было построено несколько корпусов завода. Они и сейчас стоят на улице Притыцкого, но, естественно, не несут изначально предусмотренных функций".

Послание ученикам

"Я приветствую весь коллектив "Республиканской строительной газеты". Благодарю вас за внимание и за то, что через издание я могу приветствовать всех архитекторов Беларуси, которые меня знают, еще не знают и будут знать. Хотелось бы, чтобы мои ученики, которые разъехались по нашей республике и другим странам, написали мне весточки. Расскажите, как вы сами, каковы ваши успехи, получили ли вы все навыки, которые я вам давал, развиваете ли те качества, которые я вам старался привить не только в творчестве, но и в жизни?"

Человек, который и по сей день остается верен принципам справедливости, доброты, человечности, понимания, верен своей профессии, семье, ученикам и коллегам, самому себе не просто имеет право, а обязан быть названным Человеком с большой буквы.

Всего просмотров: 6 368
Опубликованно: 21.08.2012