Красный костел — символ любви и преданности


Версия для печати

В течение четырех месяцев минчане и гости столицы могут окунуться в удивительную атмосферу жизни представителей знаменитого древнего рода Минщины — Войниловичей. Данную возможность предоставляет филиал Национального художественного музея "Дом Ваньковичей: культура и искусство первой половины XIX в.", заведующая которого Н. В. Сычева поведала корреспондентам "РСГ" некоторые факты из жизни этой семьи. Один из представителей данного рода стал основателем костела св. Симона и св. Алены (в народе именуемого Красным костелом) — наиболее известного католического храма Минска. Построенный 100 лет назад, памятник архитектуры до сих пор остается одной из основных доминант главной площади столицы, символом нерушимой веры и надежды. Мало кто знает историю создания и функционирования объекта. А тем временем она одновременно трагична и увлекательна…

В величественном объекте увековечена трагедия семьи

Основателем Красного костела выступил Эдвард Войнилович — известный белорусский политический и общественный деятель конца ХIХ — начала ХХ вв., пожертвовав на его возведение 300 тысяч рублей. Строительство храма он начал в 1904 г. в память о своих рано умерших от "испанки" детей — 12-летнего сына Симона и не дожившей дня до своего 19-летия дочери Алены. К слову, по преданию, облик храма явили во сне умирающей дочери Дева Мария и ангелы.

Как писал в своих "Воспоминаниях" Э. Войнилович, "после упразднения орденов и закрытия костелов к 1863 г. в Минске остался только один храм, бывший Кафедральный, который даже не помещал всех верующих…

В связи с тяжелыми ударами судьбы, которые по воле Всевышнего обрушились на меня, я решил сделать пожертвование путем построения храма Святых Симона и Елены — покровителей моих умерших детей. Для этой цели я выбрал Минск как город, которому я отдал большую часть своей общественной деятельности, и который больше всех нуждался во втором костеле. Я хотел, чтобы Минск имел храм, выделяющийся на фоне современных новых строений".

В 1904 г. Э. Войнилович высказал комитету по строительству свое желание построить костел на собственные средства при условии, если городские власти выделят место для костела, он сам даст ему название, и никто в строительные дела и выбор стиля архитектуры вмешиваться не станет. На такое предложение город и комитет охотно откликнулись.

При выборе архитектурного решения Э. Войнилович остановился на романском стиле, процветающем в эпоху согласия между Восточной церковью и Римом, т. е., планируя будущий внешний вид Красного костела, он стремился найти архитектурный вариант, удовлетворяющий верующих как католической, так и православной конфессий.

В это же время ему на глаза попалась иллюстрация с изображением костела в Ятросине под Познанью, построенного князьями Чарторыйскими по проекту архитектора Т. Пайздерского. После обсуждения был утвержден проект в неороманском стиле.

Строительством костела вначале занимался сам Т. Пайздерский, но поскольку он как иностранец не имел на это формального права, официально его замещал инженер Свентицкий, а когда во время строительства Пайздерский умер, дело до конца доводил архитектор Гай из Варшавы.

Кирпичик за кирпичиком

"Чтобы сохранить единый стиль и характер построения, Т. Пайздерский сам выбирал образцы для всех деталей, включая дверные петли и ручки. Все, что было возможно, делалось собственными силами, — писал в "Воспоминаниях" Э. Войнилович.

— Большие проблемы были с фасонным и облицовочным кирпичом, который пришлось специально везти из Ченстохова (Польша), упаковав в бумагу, а черепицу — из Вроцлава… Для сохранения единства стиля все камнетесные и скульптурные работы внутри костела — алтари, амвоны, балюстрады, полы и т. д. — были поручены талантливому мастеру Зигмунду Отто из Варшавы. Амвоны, балюстрады и полы пожертвовала для костела моя супруга Олимпия". Полихромную живопись интерьера выполнял известный краковский художник Ф. Бруздович.

В 1909 году на главную башню костела были подняты три колокола: "Михаил" весом 2373 фунта, "Эдвард" в 1287 фунтов и "Симеон" в 760 фунтов. Появился у костела и меднотрубный орган. Вместе с балконами и хорами храм вмещал до 1500 человек.

К слову, практически никаких пожертвований на строительство костела Э. Войнилович не принимал. Строительство храма было завершено в 1910 г., и 21 ноября того же года он был освящен.

Хроника испытаний и возрождения

По мнению специалистов, Красный костел является свидетельством не только щедрости мецената, но и высокой эстетической культуры. Он имеет вместительный зал и при строгой архитектуре не лишен изящных украшений.

Но так думали не все и не всегда. После революции 1917 г. костел был разграблен (из него было вынесено все — от икон до чернильниц) и закрыт. В нем разместился Государственный польский театр БССР, затем помещения были переоборудованы под киностудию. Чудом уцелевшее в войну, здание было реконструировано, после его снова заняла киностудия. С 1975 г. в костеле размещались Дом Кино и Музей истории белорусского кино.

Следует отметить, что Красный костел всегда поддерживался в надлежащем состоянии и нисколько не утратил своей красоты. А с 1990 г. началась его новая история: он был возвращен католической церкви и стал одним из самых популярных у минчан.

Непростая судьба ожидала и Эдварда Войниловича, но несмотря на все испытания, она хранила его от гибели.

После Рижского договора 1921 г. Эдвард навсегда покинул родные места и последние годы жизни провел в небольшом польском городе Быдгоще, где умер в 1928 году. Там он основал приют для детей, который содержал до конца своей жизни, написал книгу воспоминаний о том, как хотел приносить пользу родине.

В 2006 г. состоялось знаменательное событие — согласно последней воле Эдварда его прах был перевезен в Минск. Позже в послесловии к книге воспоминаний Э. Войниловича ксендз-настоятель Красного костела в Минске В. Завальнюк напишет: "Эдвард Войнилович воздвиг себе незабываемую память, построив такой величественный храм — костел св. Симона и св. Елены.

Войниловичу посвящается…

Потомки делают все возможное для увековечивания памяти представителя известного белорусского рода Войниловичей. Например, некоторое время назад был разработан экскурсионный маршрут "По усадьбам Эдварда Войниловича", который проходит по Копыльской земле, где были расположены усадьбы Савичи и Лопухи, захоронены многие члены этой семьи. К сожалению, в настоящее время отсутствуют средства для консервации сохранившихся построек.

Уникальная выставка, как писалось выше, проходит в филиале Национального художественного музея "Дом Ваньковичей: культура и искусство первой половины XIX в.". В рамках презентации книги Г. Хмелевской — исследовательницы рода Войниловичей из Быгдоща (Польша) — организована экспозиция неизвестных и неизданных ранее портретов рода Эдварда Войниловича. Он являлся внуком Эдварда Ваньковича, поэтому 24 фотографии из семейных альбомов расположены в их бывшем усадебном доме. Выставка интересна как любителям истории столицы, т. к. данные фотошедевры впервые выставляются в Беларуси, так и фотомастерам — представленные работы выполнены в прошлые годы в различных фотосалонах Беларуси и Польши.

Интересен общий снимок Ваньковичей и членов семей, связанных с ними родственными узами, на свадебной церемонии, датированный 1910 г. Уникальны родовод, нарисованный Э. Войниловичем, и фотография имения в Савичах, от которого на сегодняшний день осталась только одна ель.

"Крохи" истории, которые представлены в музее, — просто бесценны", — подчеркнула заведующая музеем Н. В. Сычева. Все желающие ощутить дух XIX в. и взглянуть в глаза людям, создававшим историю Минщины, могут это сделать до сентября т. г.

Если не Красный костел, то…
В послевоенное время создавалось несколько проектов планировки площади Ленина (ныне — пл. Независимости). Неоднократно проводились архитектурные конкурсы по формированию ее ансамбля и застройки. Во многих конкурсных проектах решалась и судьба Красного костела. Так, в 1960-е гг. архитекторы Белгоспроекта проектировали для города панорамный кинотеатр. Это было тогда своеобразной модой: столичные и крупные города страны старались построить у себя крупные объекты универсального назначения, где можно было проводить общественные мероприятия: митинги, съезды, концерты. Какое-то время не могли определиться с местом размещения здания. Обсуждение проекта и места строительства проходило на самом высоком уровне. И вот на одном из совещаний было решено: костел снести и построить на его месте панорамный кинотеатр. Было сделано несколько вариантов объемного решения объекта, его фасадов, несколько перспектив, макеты. Но осуществлению проекта помешал ряд обстоятельств: долгие перерывы в финансировании, затем — снижение "модности" темы. А в начале 1960-х гг. началось строительство Дворца спорта на Парковой магистрали (ныне — пр. Победителей), где не требовалось ничего сносить. Затем уехал на повышение в Москву К. Т. Мазуров, и вопрос о сносе костела был закрыт. В 1975 г. прошла реконструкция здания, и в нем на несколько десятилетий организовали Дом кино…
Г. И. Шостак, ведущий научный сотрудник БГАНТД

Всего просмотров: 10 302
Опубликованно: 21.07.2011