Автомобильные парковки: в поисках компромисса


Версия для печати

Трудно не согласиться с известным афоризмом, утверждающим, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. Действительно, редкий житель мегаполиса обходится сегодня без "железного коня". Между тем число автомобилей на улицах неуклонно растет, что превращает средство передвижения в ахиллесову пяту современного города. Причиной тому острая нехватка парковочных мест. В результате мы получаем загроможденные дворы, детские площадки, зеленые зоны. О том, как решается эта проблема в белорусской столице, рассказала заместитель генерального директора ГО "Минское городское жилищное хозяйство" Г. Н. Гилевич.

Миссия невыполнима

Оказывается, еще каких-то десять лет назад Минск был счастливым городом, не знавшим о существовании проблем с парковками. Во дворах хватало места всем желающим автомобилистам. Сегодня такая ситуация кажется утопической, и это неудивительно, ведь с каждым годом количество машин в городе растет бешеными темпами. В настоящий момент по оценкам специалистов в Минске числится более 600 тыс. личных автомобилей. Не следует забывать и о том, что ежегодно эта цифра увеличивается еще на несколько десятков тысяч машин.

При этом в черте города находится 642 стоянки для постоянного хранения автотранспорта, которые могут вместить 91 тыс. машин, а также более 15 тыс. площадок для временной стоянки, где поместится 191,5 тыс. машин. Простые математические подсчеты показывают возможность уместить лишь 282,5 тыс. автомобилей, а это меньше половины от их общей численности. Получается, что остальные "оседают" на территории жилых зон.

Как отметила Г. Н. Гилевич, для решения проблемы необходимо увеличивать количество парковок как минимум вдвое, если не втрое. Работа в этом направлении ведется постоянно, но, к сожалению, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Так, в прошлом году в Минске было построено более 1,3 тыс. парковок, которые смогли принять около 18 тыс. машин. Однако город в одно мгновения "поглотил" новые машино-места, даже не почувствовав их.

"Такое количество парковок для города — это капля в море, — прокомментировала Г. Н. Гилевич. — В текущем году планируется увеличить их число еще на 8 тыс. машино-мест, однако и это в полной мере не решит вопрос".

Понятно, что удовлетворить желание всех водителей видеть свой автомобиль прямо под окном квартиры, — дело нереальное. Тем не менее, городские власти пытаются искать выходы из ситуации.

Зеленые зоны пожертвуют на парковки?

Как рассказала Г. Н. Гилевич, с дефицитом гостевых парковок в Минске будут бороться с помощью расширения проезжей части во дворах и строительства паркингов.

В этом году во всех районах города продлятся работы, главная цель которых — расширение дворовых проездов. В среднем проезжая часть после подобной "реконструкции" вырастет на полметра, что даст водителям возможность ставить свой автомобиль у тротуара и при этом не препятствовать заезду во двор машин скорой помощи, мусоровозов и прочих.

Единственный негативный момент кроется в том, что расширение проездов будет производиться за счет зеленых зон. Но с другой стороны, такие меры защитят оставшиеся газонные территории от водителей, которые, не имея места, где поставить машину, паркуются прямо на них.

Кроме того, в Минске в рамках месячника по благоустройству на всех дворовых парковках будет нанесена разметка. По мнению Г. Н. Гилевич, это поспособствует тому, что водители станут более дисциплинированными и будут аккуратно ставить машину, экономя парковочные площади.

Экопарковки: непринятое "ноу-хау"

Одним из альтернативных способов решения проблемы парковок в городе могли бы стать экопарковки. Главная их задача — увеличить площадь, пригодную для стоянки автомобилей за счет покрытий, укрепленных специальными пластичными газонными решетками. Газонные решетки — это основа, под которой растет трава. Благодаря газонным решеткам травяное покрытие выдержит любую нагрузку, его не разрушат ни пешеходы, ни шины автомобилей. Таким образом, экопарковка всегда будет выглядеть ровной, зеленой и не "затертой".

Газонные решетки — удобный в обращении инструмент. Для создания экопарковки не понадобится много времени. Модули газонных решеток легко соединяются между собой и скрепляются прочными замками.

По словам Г. Н. Гилевич, при желании любой автомобилист может заказать себе такую парковку. Однако ее самовольная установка запрещена законом — место нужно согласовывать с коммунальными службами. Если выбранная вами площадка по каким-либо причинам не может быть использована для установки экопарковки, то коммунальщики предложат несколько альтернативных вариантов.

В Минске первые экопарковки в качестве эксперимента появились пару лет назад, однако жители города достаточно прохладно приняли "ноу-хау". Всего же за последний год минчане обустроили около полусотни таких парковок.

В любом случае, экологические парковки (экопарковки) — новое веяние в оформлении зеленой территории. Их создание уместно и востребовано сегодня самыми разными клиентами при различных обстоятельствах. Зеленые парковки как нельзя кстати рядом с бизнес-центрами и жилыми зданиями. Хорошо смотрятся они близ частных загородных домов.

В собственность нельзя!

Какой автомобилист не хотел бы иметь собственное машино-место во дворе! Однако в ближайшее время этой мечте суждено остаться несбыточной. Как подчеркнула Г. Н. Гилевич, на основании действующего законодательства оформить в собственность места для парковки автотранспорта жителей на придомовых территориях невозможно.

Однако в прошлом году все-таки появилась идея закреплять за каждым жильцом дома конкретное парковочное место, только вот воплотить ее в жизнь не удалось. "Двор — это земля общего пользования, и, если она не огорожена как территория жилищного товарищества собственников, жильцы которого платят земельный налог за эксплуатацию этого участка, то парковочным местом во дворе жилого дома может пользоваться каждый, — отметила Галина Николаевна. — Однако даже сейчас порою возникают конфликтные ситуации, когда парковка во дворе обустраивалась на деньги жильцов, а паркуются на ней те, кто в этом не участвовал. В этом случае мы рекомендуем искать компромиссы, убеждать друг друга, при этом не забывая, что земля-то общая. Не лишним будет также напомнить, что гостевые парковки — это лишь "бонус" для жителей дома, а никак не место для постоянного хранения автотранспорта. Для того, чтобы оставить автомобиль на длительный срок, существуют паркинги и наземные автостоянки. Их количество планируется увеличивать, особенно в плотно населенных районах".

Кто паркует автохлам?

Проблема парковок усугубляется также тем, что вакантные места на стоянках часто занимают неэксплуатируемые транспортные средства, или, попросту говоря, автохлам. С начала года жилищные службы Минска уже успели выявить около 1700 таких "автомобилей" на гостевых парковках во дворах жилых домов. Владельцы этих автомобилей, по словам Г. Н. Гилевич, получили предписания с предложением привести транспортное средство в надлежащий вид, либо сдать машину в металлолом, либо переместить авто на охраняемую стоянку. В результате более 900 из выявленных неэксплуатируемых транспортных средств автовладельцы самостоятельно привели в порядок либо добровольно сдали в металлолом. Около 30 машин пришлось принудительно перевезти на платные охраняемые автостоянки.

Кстати, избавиться от неэксплуатируемой машины можно абсолютно бесплатно! При желании владельца работники жилищной службы могут вывезти ее с дворовой парковки и сдать в металлолом. Главное, чтобы хозяин машины предварительно снял ее с учета в Госавтоинспекции.

Г. Н. Гилевич напомнила, что с 1 января 2012 года в силу вступил Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 года № 348 "О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации". Согласно этому документу запрещается размещение неэксплуатируемых транспортных средств вне охраняемых стоянок и парковок. Исключение составляют дворы и придомовые территории одноквартирных и блокированных жилых домов. Неэксплуатируемым транспортным средством считается автомобиль, который не может быть участником дорожного движения из-за отсутствия стекол, колес, элементов кузова либо серьезной деформации составных частей машины. Неэксплуатируемым также признается авто, техосмотр которого просрочен более чем на полгода.

Попытки городских властей решить проблему с парковками напоминает Сизифов труд, так как количество машин в городе с каждым годом растет, а новые парковочные места не успевают даже частично удовлетворять увеличивающуюся потребность. Жители европейских городов уже давно пересели на велосипеды. Кто знает, может и минчанам следует последовать их примеру...

Всего просмотров: 10 021
Опубликованно: 25.04.2012