Белорусская логистика будет развиваться и конкурировать


Версия для печати

Об этом заявил на встрече с журналистами начальник отдела организации логистической деятельности Министерства торговли Республики Беларусь Роман Рачковский. «В 2008 году была принята Государственная программа развития логистической системы Республики Беларусь до 2015 года, в рамках которой реализуются инвестиционные проекты по строительству объектов на 29 участках из 36, предусмотренных документом, — дополнил он. — В настоящее время уже функционируют 11 центров: 2 — в Брестской и 9 — в Минской областях. Дополнительно проводятся работы по созданию еще 9 сооружений подобного назначения, один из них, РУП «Минск Кристалл», был введен в прошлом году».

Учитывая активное развитие логистической системы актуальными становятся вопросы обеспечения условий для ее дальнейшего эффективного функционирования.

«Мы видим эти проблемы и совместно с Минтрансом, Государственным таможенным комитетом, облисполкомами и другими структурами занимаемся их поэтапным решением — формированием нормативной правовой базы, — поделился информацией Роман Рачковский. — Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2012 года № 284 для логистических центров предусмотрено упрощение документооборота и требований при получении специальных разрешений. Также в установленном порядке доведены до заинтересованных единые требования, необходимые для принятия решения об открытии пунктов таможенного оформления на объектах, оптимизирована временная регламентация сроков проведения таможенных операций».

О том, какая работа в этом направлении проведена Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, более подробно рассказал начальник управления координации транспортных систем, лицензирования и логистики Минтранса Павел Боженов.

«Сегодня, как правило, белорусские товары продаются со склада производителя. Мы же пытаемся предлагать схемы, по которым продукция будет реализовываться не только до границы, а, скажем, в порту отгрузки или на месте потребления. Радует, что все больше белорусских предприятий и организаций понимают это и стараются действовать через логистические центры, — объяснил специалист. — Немалая работа проводится и по поднятию рейтинга Беларуси по индексу логистики, который высчитывается Всемирным банком на основе опроса международных и национальных экспертов. В 2010 году в Правительстве был утвержден план мероприятий по участию республики в данном «конкурсе». В результате действий со стороны государства в 2012 году среди стран-участиц мы нашли свою «золотую середину», заняв 91-е место. Международные эксперты, давая оценку развитию логистической системы Беларуси, отметили, что наши индексные позиции по сравнению с прошлыми годами улучшились, в частности, качество торговой и транспортной инфраструктуры, конкурентоспособность цены поставок, компетентность и уровень логистических услуг. Важный момент: сократилось время выполнения заказов. Например, если в 2007 году для вывоза продукции необходимо было семь дней, то теперь для этого достаточно трех».

На вопрос представителей СМИ, нужно ли стране столько логистических центров, Павел Боженов ответил, что в разрезе данной темы необходимо разграничивать понятия: транспортно-логистический, торговый или многофункциональный центр. «На сегодняшний день отдельные субъекты хозяйствования больше поддаются модным словам, называя свой склад логистическим центром. Но есть стандарты, которые помогаю четко определить, какой перед нами объект. Говорить о том, много их или мало, нет смысла. Мы не собираемся тормозить эти процессы, а, наоборот, стремимся поддержать строительство подобных сооружений, — заострил внимание он. — Да, нынче они недостаточно заполнены: по нашим подсчетам, средняя загрузка составляет порядка 40 %. При этом указанная норма позволяет им безубыточно функционировать, что является бесспорным плюсом, ведь это рабочие места, налоги в бюджет и т. д.».

По убеждению генерального директора РУП «Белтаможсервис» Юрия Короля, мнения о том, что логистики в Беларуси не было, ошибочные. «Ее просто называли по-разному: товаропроводящие сети, отделы маркетинга и т. д. Отечественные предприятия однозначно имеют определенный опыт в этом процессе. Суть только в том, что сейчас система приобретает научно-практическую и законодательную форму. Это реалии времени, которые по опыту развития, прежде всего Таможенного союза, необходимы, — объяснил он. — Какую задачу мы себе ставили, когда входили в этот рынок? Конечно же, определение, в первую очередь, потенциальных клиентов как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Во втором случае акцент делаем, прежде всего, на Российскую Федерацию, ведь, по оценкам наших экспертов, вступление России в ВТО приведет к увеличению импорта более чем на 40 %, а это огромный рынок, где мы можем предложить свои услуги. Конечно, перестроить логистику, которая сложилась годами, — дело не очень простое, поскольку ее суть заключается не только в том, чтобы транспортные средства направить по более выгодному маршруту или комплексу услуг. Это еще финансовые, страховые, банковские механизмы, т. е. целый комплекс мер, в результате которых клиент в конечном итоге должен получить товар дешевле, чем он его получает, скажем, сейчас».

В заключение Юрий Король подчеркнул, что сегодня в Беларуси создаются хорошие условия для притока инвестиций и стимулирования строительства самих логистических центров. «В 2010-2011 гг. РУП «Белтаможсервис» введено в эксплуатацию и успешно работает 2 современных центра в Бресте и Минске. В июне текущего года мы сдаем крупнейший объект в районе д. Щитомиричи Минской области, который позволит осуществлять мультимодальные железнодорожные перевозки, качественнее обрабатывать большие объемы грузов; приступили к основному этапу строительства первого этапа пункта пропуска «Козловичи» в районе г. Бреста, — проинформировал он. — Мы с оптимизмом смотрим вперед. По программе у нас запланировано возведение еще 7 сооружений».

Всего просмотров: 4 540
Опубликованно: 08.04.2013