Дорожное строительство: обмен опытом


Версия для печати

Одним из приоритетов дорожной политики Беларуси является рациональное развитие и улучшение технического состояния автодорог общего пользования, их интеграция в Европейскую транспортную систему и единую сеть международных автомагистралей СНГ и Евразийского экономического сообщества.
Рассмотреть перспективы развития транспортной инфраструктуры Беларуси собрались участники конференции «Дорожное строительство-2013»: передовой опыт и новейшие технологии проектирования, строительства дорог и транспортных сооружений. Обеспечение безопасности», которая состоялась 16 августа в Минске. Основной вопрос, который активно обсуждался на мероприятии, касался качества строительства дорог и транспортных сооружений.

Об организации и осуществлении надзорных функций при выполнении дорожных работ рассказал начальник отдела № 1 специализированной инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Андрей Поливода.

«Основная задача нашей структуры — проконтролировать соблюдение всеми участниками процесса строительства (проектировщиками, заказчиками, генподрядчиками) законодательства Республики Беларусь с целью обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов. В центре внимания, в первую очередь, должно находиться не количество, а качество сделанного. В обязанности инспекторов входят регистрация, рассмотрение документации и контроль соблюдения качества работ. Мы рассматриваем документы только после того, как их в полном объеме изучит экспертиза, и принимаем объекты на регистрацию только с положительным экспертным заключением, — подчеркнул выступающий. — Основные же «беды» заключаются в том, что не всегда эта документация появляется вовремя. Реалии сегодняшнего дня таковы: заказчик решил, что завтра мы должны построить определенный объект, и в результате проектировщики, детально не проработав проект, прибегают к параллельному проектированию. Как показала практика, строительство зданий и сооружений, проектное решение которых постоянно меняется, протекает достаточно сложно и проблемно».

Эту мысль поддержали многие участники конференции, подтвердив, что проектная документация, прошедшая экспертизу, является законом для строителей. Но когда в проект многократно вносятся изменения, качество работ снижается.

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является и такое понятие, как обязательные для исполнения сверхнормативные сроки строительства. Суть в том, что продолжительность работ и время сдачи объектов в эксплуатацию, определенные проектом, корректируются и, как правило, сокращаются вышестоящими органами. «У нас наметились три «горячие» даты, когда мы торжественно перерезаем красные ленточки — 3 июля, День города и 7 ноября», — прозвучало из зала.

Обсуждалась на мероприятии и тема влияния дорожного покрытия на безопасность движения автомобилистов. Многие слушатели сошлись во мнении, что в последнее время ситуация в части разрушения республиканских дорог значительно изменилась. Если раньше иностранцы, которые приезжали в нашу страну, хвалили здешние дороги, то сейчас они отмечают ухудшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

По словам Андрея Поливоды, в этом вопросе нельзя быть однозначными и обвинять во всех бедах только проектировщиков и строителей, ведь «дорожники» — не только те, кто проектирует и строит, а и те, кто эксплуатирует эту магистраль. Основная причина сложившейся ситуации — в отсутствии целевого финансирования строительства и ремонта дорог и улиц в связи с упразднением «дорожного фонда». Капитальный ремонт улиц г. Минска в целях экономии денежных средств массово переводят в категорию текущего ремонта, для которого, в принципе, проектная документация не требуется.

«Результат такого решения налицо. Недавно мы проехали по восьми улицам Минска, которые были отремонтированы в прошлом году, и увидели, что на отдельных трассах покрытия уже начинают разрушаться, появляются трещины, выбоины. Прошел только год, а многие участки уже надо переделывать. Все это говорит о том, что в будущем транспортная инфраструктура города будет требовать больших финансовых вложений, направленных на ее поддержание, т. е. небольшой экономический эффект, достигнутый вначале, в дальнейшем перекроют затраты на ремонт», — обратил внимание специалист.

Рассматривались на конференции и вопросы качества проектных работ. Не всегда перед проектированием достаточно обследуются улицы города и проводятся геологические изыскания, порой реконструкция дорожной одежды не изучается нужным образом. «Становится все меньше хороших, грамотных проектов. Порой профессионалы уезжают за рубеж. Кадры надо готовить и искать. Этому надо уделять большое внимание», — отметили участники конференции.

По мнению независимого автоэксперта Александра Коноплицкого, для водителя, который попал в ДТП по причине строительных «ляпсусов», уже не важно, кто проектировал, строил или эксплуатировал дорогу. Для него главное — найти виновных, но порой это сделать достаточно трудно.

Несмотря на все «подводные камни», белорусы и гости страны отмечают положительную тенденцию, которая наметилась в государстве: города и села республики постоянно развиваются, появляются современные объекты инфраструктуры, возводится жилье. Только за этот год выполнены значительные объемы по наведению порядка в Минске: построены новые здания, благоустроены многие улицы, большинство дорог уже отремонтировано.

В Беларуси ежегодно выполняются работы по реконструкции и строительству дорог. Правительством республики утверждена программа «Дороги Беларуси» на период 2006-2015 гг.
За последние 5 лет реконструировано и построено более 400 км республиканских дорог. Введены в эксплуатацию участки дорог, входящих в транспортные коридоры, проходящие по территории Республики Беларусь: Брест — Минск — граница Российской Федерации, Минск — Гомель, а также дорог Минск — Могилев, Минск — Гродно, Минск — Витебск и другие. Построены обходы городов Могилева, Слонима, Несвижа. Благоустроены с увеличением числа полос движения участки дорог на подходах к пунктам пропуска на границе с Польшей, Литвой. Воздвигнуты мосты через реки Западная Двина, Сож, Березина, Щара, Уборть, Птичь, Бася и другие.
В 2011 году введен в эксплуатацию обход территории Национального парка «Беловежская пуща» общей протяженностью 200 км.
В ближайшие годы дорожникам необходимо реализовать следующие проекты: построить обходы городов Витебска, Гродно, Барановичи, реконструировать дороги Р-23 Минск — Микашевичи, Р-53 Слобода — Новосады, участки дороги Р-21 Витебск — граница Российской Федерации (Лиозно), до 1 сентября 2014 года построить мост через р. Днепр на автомобильной дороге «Подъезд к г. Шклову км 9,667 от автомобильной дороги М-8/Е 95 РФ (Езерище) — Витебск — Гомель — гр. Украины (Новая Гута)», произвести реконструкцию моста через реку Мухавец.

Всего просмотров: 5 008
Опубликованно: 09.09.2013