«Город» и «Деревня» Александры Бояриной


Версия для печати

Александра Боярина — архитектор, дизайнер интерьеров, публицист, архитектурный критик, член Белорусского союза архитекторов, Белорусского союза дизайнеров, преподаватель АФ БНТУ — и просто красавица! — открыла 20 ноября сразу две выставки фотографии. Слово автору:

— У меня есть мысль, которую очень хотелось бы передать не словами. Деревня и город — это два пространства для жизни, в которые невозможно попасть одновременно.

Мы любим деревню, а живем в городе. Мы ходим по городу, трудимся, гуляем… И в этот момент мы пропускаем что-то важное в деревне. Эта невозможность успеть и туда, и туда, невозможность прожить две жизни, невозможность быть в двух местах одновременно беспокоит меня. Особенно это стало меня беспокоить после того, как я занялась фотографией, и папки городской и деревенской фотографии начали перманентно и неконтролируемо расти.

Экспозицию о городе формировали вместе с куратором Еленой Шалимо. Именно она настояла, чтобы в объективе оказался только Минск. Я благодарна ей — количество фото о минской жизни в моем архиве оказалось невероятным, чего я до этого момента и не подозревала. Многое из любимого просто не вошло, не поместилось в пространство зала.

Получив приглашение сделать выставку городской фотографии, я поняла, что мне придется готовить и выставку деревенских фото. Но как быть с тем, что выставки пройдут в разное время? Было бы нечестно дать возможность зрителю осмотреть город и деревню последовательно! Только одновременно! Только так!

Выставки действительно открылись одновременно. Пока Александра со своим куратором открывала выставку «Смотри Минск» в кинотеатре «Победа», молодой белорусский поэт Всеволод Сцебурако представил зрителям — фотографам, архитекторам, дизайнерам и друзьям автора — фотоэкспозицию «Деревенский альбом» в ресторане «Пан Хмелю».

Экспозицию составили фото, снятые в течение последних пяти лет на цифровую камеру. Свое отношение к процессу фотофиксации и данной экспозиции автор прокомментировала следующим образом:

— Городское пространство прекрасно режется. Как торт, как пирог… Едешь по городу и взглядом отрезаешь кусок за куском. Вот на фасаде висит парочка и размахивает кисточками, на остановке все сидят в одинаковых позах, девушка в красном вышла из красной машины — внутри тебя происходит щелчок, и вот ты уже продолжаешь движение с вырезанным в памяти прямоугольником. Или очертил взглядом группу школьников, переходящих дорогу. Если они переходят дорогу красиво, делаешь два-три кадра… А если свет заходящего солнца подсветил их силуэты и длинными, подвижными тенями накрыл половину проезжей части, то, пожалуй, я бы сделала кадров пять-шесть… Столько, сколько успела бы, чтобы сохранить в памяти все мгновения этого зрелища. По сути, пространство есть совокупность срезов! Движение — последовательность вырезанных из действительности кадров. В памяти остается лишь то, что ты скадрировал, и неважно, с фотоаппаратом ты это сделал или без него...

И цитата с афиши «деревенской» выставки: «Важно понять, что Деревня не ждет. Она открыта параллельно тебе прямо сейчас. А ты можешь просто опоздать…»

Надо сказать, что гостей покорила выставка о деревне. В том числе нетрадиционная подача фотографий, экспонировавшихся в деревянных коробочках.

По поводу выставки о городе коллеги-профессионалы также отозвались высоко. По их мнению, количество изображений — около 90 — великовато: обычный формат — 20-50 фотографий. Однако при этом выставка получилась позитивной, экспозиция — цельной, а многие работы — просто замечательные!

Всего просмотров: 4 802
Опубликованно: 16.12.2013