Градостроительное развитие города Минска: 1860–1879 годы


Версия для печати
(Начало темы — в "РСГ" №№ 42, 46 за 2010 г. и №№ 3, 6,10, 15, 18, 22, 26, 31, 34 за 2011 г.)

В 60–70-е годы XIX столетия в Минске создаются основы его устройства, ставшие началом экономического процветания. Это происходит в условиях начатых реформ в Российской Империи и жизни города в период тяжелейшего социально-политического конфликта, введения военного положения и следующих один за другим разрушительных ударов стихии — бурь, наводнений, пожаров.

В 1861 г. в Минске возобновил работу губернский статистический комитет. В зеркале статистических выкладок в 1865 г. будущая столица Беларуси уже является одним из крупнейших городов северо-запада империи. Так, его общая территория увеличилась в 10 раз и занимает свыше 5367 десятин. Такому приращению земель Минск обязан успешному завершению тяжбы, возникшей еще в 1820-е гг. с палатой Государственных имуществ, намеривавшейся изъять в казну окружающие земли. 2 июля 1857 г. Сенат нашел притязания необоснованными и подтвердил принадлежность городу земель, дарованных ему еще в 1552 г. Сигизмундом Августом, велевшим "…деревья на строения и домашние надобности в лесах и борах королевских на 3 мили около города брать, пустые же земли людьми поселять". Жителей в городе на тот период — 27063 человек, и все население живет в 2155 домах, из которых число каменных составляет 681. В городскую черту входят три предместья: Ляховка (37 дворов), Комаровка (37 дворов), и Переспа (21 двор), к городу приписано 12 населенных мест (с 43 дворами). Количество домов относительно населения довольно значительное — на один дом приходится 16 проживающих, в то время как в Вильно — 34. Высотных, в 4–5 этажей, домов в городе нет. На указанное количество жителей имеется 95 водозаборных колодцев. В городе насчитывается 65 улиц, из которых на 22-х устроены каменные мостовые, а в остальных — деревянные тротуары. В городе имеются парк, 18 частных садов и 239 огородов.

Отдельную статью комитет посвятил обстановке с пожарами. Так, за пять лет в городе произошел 31 пожар, уничтожено 117 домов, убытки составили 384344 р. В самой губернии произошло 228 пожаров, уничтоживших 1603 дома с пристройками, убыток составил более 1000000 р. сер. Такие тяжелые последствия подтолкнули губернатора к поиску возможности введения повсеместного каменного строительства. В декабре 1865 г. губернскому правлению был предложен к обсуждению вопрос о замене в 11 городах губернии деревянных построек каменными, исходя из таких благоприятных последствий замены, как: сравнительная безопасность и устойчивость каменных зданий при пожарах, уменьшение страховых премий погорельцам, распространение новых типов зданий и многих прочих выгод. Но решение найти не удалось, по рассмотрению собранных сведений губернское правление определило: "принимая во внимание обилие лесных материалов и дешевизну их, незначительные собственные средства городских обитателей, чрезвычайную дороговизну каменного строительного материала, в связи с чем по всей губернии за исключением некоторых центральных кварталов одного губернского города, где постройки могут быть возводимы исключительно каменные, обязательная замена деревянных строений каменными, представляется неудобоисполнимою".

К идее создать вокруг Соборной площади зону, не подверженную опустошительным пожарным бедствиям, вернулись только в 1870 г. Хотя мысль эта Минску была не нова. Попытка определить кварталы, в которых бы строились исключительно каменные дома, была предпринята еще в 1839 г. на основе плана 1817 г. и оказалась реализована лишь частично. Сменивший его план 1858 г., хотя и ввел в практику строительства Минска "образцовые кварталы для застройки городов архитектора Гесте", все же не предусматривал зонирование всей городской застройки на кварталы только с каменными и деревянные домами. К 1870 г. на 1 каменный дом в Минске приходится 3 деревянных с 5–7 хозяйственными службами, причем все здания выстроены на довольно ограниченном пространстве в 336 десятин, и это почти ежегодно дает весьма обильную пищу для огня. В 1871 г. в МВД направляется выкопировка из плана Минска для согласования проекта о назначении в центре города до 30 каменных кварталов. Однако в апреле 1872 г. проект был возвращен на доработку.

Этот период разработки плана совпал с проектированием и строительством железных дорог в Минской губернии, и дальнейшая работа по созданию нового проектного плана включает диктуемые временем градостроительные изменения. С 1866 г. в губернии проводятся проектные изыскания, связанные с определением направлений железных дорог. Причем имело место два варианта, и по одному из них линия дороги проходила вне Минска. Выбор длился 4 года, и только 4 марта 1870 г. Высочайше утверждена концессия на строительство Смоленско-Брестской железной дороги, идущей через Минск. С апреля 1870 г. непосредственно в черте города начинаются работы. Ожидалось, что товарная и пассажирская станции будут размещены у пресечения Игуменской и Койдановской почтовых дорог в расстоянии с полверсты от города, близ провиантских магазинов. Но местом для площадки строительства товарной станции и в последующем вокзала избирается участок, находящийся за Койдановской заставой, в районе урочища Добрые Мысли. Такой неожиданный выбор площадки для станции вызвал у жителей города недоумение, а многие вместо ожидаемых выгод увидели приближение краха всей городской торговли. На имя губернатора подается прошение от 242 горожан, в котором излагается: "Правительство устройством железных дорог желает доставить жителям удобство в сообщении, развитии торговли и промышленности, между тем для Минска по случаю отдаленности вокзала, железная дорога грозит разорением и неминуемо будет препятствовать развитию самого города и от того произойдет упадок ценности существующих построек обеспечивающих городские доходы и уплату налогов…". Горожане просят вернуть местоположение станции к месту провиантских магазинов, которые в свою очередь переносятся на земли за военным госпиталем. В защиту своих интересов жители привели многочисленные доводы. Несмотря на них, 4 мая было объявлено об утверждении Министром путей сообщений площадки для станции в урочище Добрые Мысли.

Другая часть городского сообщества увидела в проекте прокладки железнодорожных линий новые перспективы. Губернатору подается прошение от 130 жителей, в котором указывается, что в связи с расположением на выгонных землях в окружении города железных дорог, совершенно изменяется его очертания, и в связи с этим просят об изменении плана 1858 г., которым присоединятся земли, назначенные под выгон (между городской окраиной от Койдановской до Игуменской заставы и до места строительства железнодорожных станций), к числу селитебных для образования новых городских кварталов. Компромиссом, объединившим спорящих, стало обязательство концессионеров построить два шоссе от станций до ближайших главных улиц, ведущих к центру.

22 ноября 1872 г. на заседании губернского правления было принято решение: "Назначить в центре города 26 сплошных несгораемых кварталов, не изменяя их существующего расположения. Центром для кварталов избрать Соборную площадь, вокруг которой располагаются губернские, уездные и городские учреждения, большинство общественных зданий и церквей. Границы для каменных кварталов определить по линиям улиц: с западной стороны, начиная с Замковой, с южной от Татарской, по Богадельной, через Воскресенскую и Захарьевскую и с восточной стороны до Базарной площади и Магазинной улицы. В определенных границах кварталов, уже застроенных в большей части каменными домами и зданиями, с принятием плана допускать новое строительство только из несгораемых материалов. Имеющиеся внутри квартальных участков деревянные постройки надворных служб назначить к сносу. Вследствие чего приведение в исполнение означенного по плану не будет обременительным для домовладельцев, состоящих из числа наиболее зажиточного населения, а распространение каменных кварталов на другие части города, имеющие ныне преимущественно деревянную застройку, дабы запрещением не приводить эти кварталы в запустение, отложить на предбудущее время. По обращению городского общества, южную часть города увеличить назначением за счет выгонной земли двух новых кварталов и к ним же обратить под застройку бывшую торговую площадь, с которой базар был перенесен на Троицкую гору с продолжением оной под одну линию с вышеозначенными кварталами и с разделением оной на два квартала".

В декабре 1872 г. план с пояснительными записками направляется на согласование в Технико-строительный комитет МВД. 21 апреля 1873 г. Минским губернатором получено отношение № 1377 Министра внутренних дел: "Государь Император по всеподданнейшему докладу моему 19 января 1873 г. Высочайше соизволил утвердить взамен утвержденного 25 сентября 1858 г. плана, новый на распространение г. Минска с показанием на нем кварталов, в которых предполагается на будущее время допустить одни каменные постройки. О таковом Высочайшем повелении имею честь уведомить Ваше Превосходительство". 8 июня новый план передается в городскую думу с резолюцией: "изготовив выкопировку из Высочайше утвержденного плана г. Минска, таковую препроводить в губернскую чертежную для сделания в установленном порядке надлежащего распоряжения, без очереди и безотлагательно для означения в натуре новой городской черты, улиц и кварталов и разбитию этих кварталов на участки".

Появившееся вскоре грунтовое шоссе предоставило возможность открытия первого в городе общественного городского транспорта. 12 июля 1872 г. в городскую думу было подано прошение от М. Сталонкевича: "желая иметь здесь в городе экипаж под названием "Омнибус" с упряжью 2-х лошадей для отбывания правильных курсов начиная от Соборной площади до вокзала Смоленско-Бресткой железной дороги туда и обратно со взыманием с пассажиров, следующих до городской заставы по 10 к., а до вокзала по 15 к. с лица покорнейше имею честь просить от оной думы разрешения". Хотя плата в городской доход составляла всего 7 р., дума приняла предложение, оставив за собой право увеличения величины отчислений в случае повышения стоимости проезда.

План 1873 г. стал для Минска пятым и последним, имевшим Высочайше утверждение. С введением в Минске в 1876 г. городового уложения, согласно ст. 299 Строительного Устава, попечение о благоустройстве городских территорий возложено на городскую думу и городскую управу.

Всего просмотров: 7 442
Опубликованно: 17.10.2011