Из опыта реализации Программы жилищного и промышленного строительства для обустройства части контингента советских войск, выведенных из Германии на территорию Беларуси (1991-1998 гг.)


Версия для печати

Проводимые в настоящее время в республике дискуссии свидетельствуют, что строительную отрасль ожидают коренные изменения, которые должны базироваться на достижениях мировой практики. Данная статья имеет цель глубже познакомить заинтересованных читателей с уже имеющимся опытом реализации Межправительственной программы «7,8 + 0,55». В этом году исполняется 15 лет реализации этой Программы в республике, но ее результаты и опыт актуальны и сегодня для строительной отрасли в качестве пути для успешного освоения и внедрения евронорм (еврокодов).
Автор статьи — С. И. Ломашко, полковник, военный инженер-строитель, начальник 348 УНР Белорусского военного округа (1976-1989). Участник реализации Межправительственной программы «7,8+0,55» в качестве инженера технического надзора в составе немецкого бюро CWU на стройплощадках в Марьиной Горке (1992-1993), пос. Чисть, ОАО «Забудова» (1994-1997), г. Минске, СпецОКС по контрактам с инофирмами (1997-2000), где занимал должность начальника производственно-технического отделения. С 2000 г. по июнь 2013 г. — ведущий инженер инженерно-консалтинговой группы (ИКГ) ОАО «Институт «Минскгражданпроект», член Белорусской ассоциации инженеров-консультантов с 2001 г.
Свою статью С. И. Ломашко посвящает памяти друга и коллеги — Михаила Вацлавовича Гуриновича, начальника СпецОКСа по контрактам с инофирмами Министерства обороны Республики Беларусь. С 1991 по 2000 гг. он являлся первым в Беларуси инженером проектов по реализации Межправительственной программы «7,8+0,55» на территории Беларуси. Работа инженера осуществлялась в полном соответствии с требованиями европейской инжиниринговой компании.

Как известно, в соответствии с Соглашением между правительствами ФРГ и СССР от 09.10.1990 при согласии Верховного Совета Республики Беларусь (пост. № 1254-XII от 16.11.1991) в период с 1991 по 1998 гг. в Беларуси осуществлялась специальная Межправительственная программа строительства для обустройства части контингента советских войск, выведенных из Германии и размещенных на территории нашей республики. Функции заказчика для реализации Программы были возложены на ГлавКЭУ МО Российской Федерации. Финансирование осуществлялось через немецкий банк «КфВ» («Кредитанштальт фюр Видерауфбау»).

В результате проведения подрядных торгов и конкурсного отбора в реализации данной Программы на территории Беларуси участвовали строительные фирмы из Германии, Турции, Финляндии, России, Литвы, Польши и более 20-ти белорусских строительно-монтажных организаций и фирм, а также ряд промпредприятий стройиндустрии республики. Усилиями подрядчиков — победителей торгов — на контрактной основе под ключ с 1991 по 1998 гг. в Беларуси было построено 7 жилых городков (комплексов) в городах Борисов, Марьина Горка, Барановичи, Береза, Лида, Слоним и Россь. Всего было построено и введено в эксплуатацию 112 домов, 5938 квартир общей площади 364 446 м2, а также домостроительный комбинат (ДСК) в пос. Чисть Молодечненского района . В состав ДСК вошли 5 фактически автономных заводов, которые позволяют сегодня строительной отрасли республики иметь автоматизированные на основе ЭВМ технологические линии по производству новых строительных материалов, отвечающих европейским стандартам и нормам, обеспечивать ими стройки Беларуси и успешно конкурировать на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

Объем инвестиций в Программу на территории Беларуси составил более 1 млрд 250 млн немецких марок.

Для выполнения функций заказчика на строительных площадках в Беларуси при МО республики было создано специальное инженерное подразделение — ОКС по контрактам с инофирмами, руководитель которого согласно контрактным условиям являлся ИНЖЕНЕРОМ проектов. Фактически в Беларуси это была первая служба инженера, которой были переданы функции заказчика по руководству и координации всеми работами и поставками в рамках реализации данной Программы. Компетенция и полномочия инженера регулировались согласованной ответственностью по отношению к заказчику. Первым инженером проектов был назначен полковник Гуринович М. В., а его заместителем — подполковник Баранов В. З. В соответствии с контрактными условиями и по согласованию с инженером заказчик некоторые свои полномочия непосредственно на стройплощадках передал консалтинговому консорциуму в лице бюро ЦВУ (CWU). Немецкий консалтинговый консорциум состоял из пяти известных в Германии инжиниринговых фирм:

— инжиниринговое общество Дорш Консалт мбХ, г. Мюнхен — лидер;

— Ламайер Интернейшнл ГмбХ, г. Франкфурт;

— инжиниринговое общество Райн-Рур мбХ, г. Дортмунд;

— Зальцгиттер Консалт ГмбХ, г. Зальцгиттер;

— Вайдлеплан Консалтинг ГмбХ, г. Штуттгарт.

Представители консалтингового консорциума в соответствии с контрактом, заключенным с заказчиком, находились на всех стройплощадках в качестве представителей инженера и осуществляли предварительную проверку и утверждение всех проектных решений, согласование рабочей проектной документации, проверку и согласование планируемых подрядчиком к поставкам материалов, конструкций и оборудования на их соответствие требованиям утвержденной проектной документации и контракта. Кроме того, ЦВУ осуществляло технический надзор за строительством, приемку выполненных работ и акцептование счетов (вторая подпись), предъявляемых ежемесячно подрядчиком.

Таким образом, служба инженера и представители инженера на стройплощадках ЦВУ (CWU) фактически выполняли полный комплекс интеллектуальных инженерных услуг, целью которых было достижение наилучших результатов от инвестиций на всех стадиях подготовки и реализации проектов путем рационального выбора процессов, техники и методов управления.

В чем же состояли основные особенности и итоги реализации Программы «7,8+0,55» на территории Республики Беларусь? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует вспомнить, что первые шаги в системном обобщении опыта работы инофирм при строительстве под ключ жилых городков в Беларуси были сделаны заведующим лабораторией НИПТИС, к. т. н. Войтовичем Иваном Федоровичем в выступлении на научно-практическом семинаре 26 октября 1994 года. Конечно, сегодня все итоги и полезные уроки стали более зримы и ощутимы. К ним можно отнести следующее.

1. Строительство, ввод и гарантийное содержание каждого жилого городка и ДСК осуществлялись одним генеральным подрядчиком в лице одной иностранной строительной фирмы или консорциумом в составе нескольких фирм на твердых условиях строительства под ключ. В составе консорциума одна из фирм по договоренности с другими объявлялась лидером, и только она имела право вступать во взаимоотношения с заказчиком от имени консорциума и от имени своих субподрядчиков и субпоставщиков.

В соответствии с тендерной документацией понятие «на условиях под ключ» означало, что подрядчик брал на себя контрактные обязательства осуществить все производство, включая проектирование, поставку материалов и оборудования, строительство, монтаж, ввод в эксплуатацию и гарантийное содержание объекта после его ввода. Осуществление строительства на условиях под ключ с одной стороны освобождало заказчика от многих несвойственных ему функций и задач, а с другой — значительно повышало ответственность и самостоятельность подрядчика в его действиях, направленных на творчество и поиски экономичного и качественного достижения конечной цели в обусловленные контрактом сроки.

2. Для участия в конкурсном отборе соискатели обязаны были, кроме гарантии предложения (это 1 % от цены предложения), представить следующие гарантии, выданные первоклассным банком или страховой компанией:

— гарантия исполнения (к контракту) в размере 10 % от цены контракта;

— гарантийное письмо об авансе (к контракту в случае аванса) в размере 20 % от цены контракта;

— гарантия содержания (к контракту при приемке объекта) в размере 5 % от цены контракта в обмен на гарантию исполнения контрактных работ.

Все гарантийные обязательства согласно контрактным условиям принимались в соответствии с правовыми нормами ФРГ.

3. Предквалификационный и конкурсный отбор соискателей в соответствии с тендерными критериями позволял привлечь к исполнению проектов в качестве подрядчика такие строительные фирмы, организации и промпредприятия, которые в организационном, инженерно-техническом и финансовом отношениях были способны самостоятельно решать все производственные вопросы в полном соответствии с требованиями контракта и международных строительных норм и правил. В конкурсном отборе преимущество имели фирмы, главными критериями квалификации которых были их реальные инженерно-технические возможности, подтверждаемые практикой строительства за последние 5 лет, и доказательство их платежеспособности в виде гарантий, выданных первоклассным банковским учреждением. Таковы условия рыночных отношений, когда ненадежных партнеров не только не выбирают, но и к участию в конкурсе не допускают.

Никогда ранее с подобными требованиями наша строительная практика не встречалась. Именно из-за несоответствия указанным требованиям и отсутствия опыта тендерной борьбы наши белорусские строительно-монтажные тресты и промпредприятия до 1993 г. не могли участвовать и побеждать в конкурсном отборе наряду с крупными зарубежными фирмами, хотя попытки со стороны некоторых строительных трестов и промпредприятий были. Поэтому на первых порах приходилось довольствоваться выполнением на условиях субподряда у инофирм незначительных объемов СМР, поставкой местных строительных материалов и поставкой рабочей силы западным фирмам, получившим контракты на строительство жилых городков.

4. В начале и в ходе строительства одной из важнейших обязанностей подрядчика являлось следущее контрактное требование: до поставки на стройплощадку материалов, конструкций и оборудования обязательно проведение презентации их образцов. Только после письменного согласования (утверждения) представленных образцов заказчиком в лице службы инженера и представителя инженера-ЦВУ разрешались поставки их на стройплощадки. Эта процедура являлась гарантией того, что достижение долговечности и качества в строительстве возможно с применением материалов, конструкций и оборудования, проверенных специалистами на основании опыта, практики и соответствующей документации заводов-изготовителей. Материалы и оборудование, не имеющие сопроводительной документации, сертификатов качества и актов проверки надзорных органов, к презентации не допускались. До участия в реализации международных строительных проектов наша практика таких подходов и требований к качеству материалов, конструкций и оборудования не знала.

5. Весь процесс строительства и порядок взаимоотношений его участников в рамках Программы «7,8+0,55» осуществлялись в полном соответствии с требованиями контрактов и вытекающими правовыми последствиями по их исполнению согласно правилам и нормам FIDIC. Благодаря этому удавалось в рабочем порядке разрешать различные проблемы и конфликтные ситуации во взаимоотношениях заказчика и подрядчика. В этой связи следует отметить особую роль производственных совещаний или, как у нас принято называть их, планерок, хотя между ними имеется большое различие. Как правило, у нас на планерках тратилось много времени, умственной энергии и нервов, отвлекались от своей основной работы специалисты строек, руководящие работники управлений, трестов, объединений и даже министерств, но их КПД, по личному опыту и общему признанию, оставлял желать лучшего.

Практика организации и проведения инофирмами рабочих совещаний на стройплощадках свидетельствует о том, что нерационального расходования рабочего и личного времени можно вполне избежать. Так как единственным лицом, ответственным согласно контракту за исполнение проекта, является только подрядчик, то на совещания, кроме его руководства, приглашались руководители и специалисты заказчика (служба инженера и бюро ЦВУ). В рабочих совещаниях подрядчика специалисты и руководители заказчика и субподрядчиков никогда участия не принимали. Это считалось некорректным и расценивалось как вмешательство в деятельность подрядчика. Кроме того, подрядчик имел право нанимать субподрядчиков только после согласия заказчика и нес полную ответственность за их работы перед службами заказчика. Совещания, как правило, собирались не чаще одного раза в определенный день недели, и продолжительность их работы не превышала двух часов. Все совещания готовились заранее, по планируемым к обсуждению вопросам отрабатывались варианты решений, которые предварительно согласовывались со всеми сторонами. Оповещение участников совещания возлагалось на подрядчика. Подготовку и протоколирование осуществляли в соответствии с контрактными обязанностями инженеры ЦВУ. Все совещания начинались, как правило, с заслушивания руководителя ЦВУ или его заместителя об исполнении решений последнего совещания (протокола). Неисполненные по уважительным причинам пункты прошлых решений после обсуждения переносились в новый протокол и до следующего совещания находились под особым контролем. В случае повторного неисполнения, особенно если это касалось качества работ, нарушения технологии строительства, контрактных сроков или исправления замечаний заказчика, ставился вопрос о финансовой ответственности виновной стороны. Решения о снятия с оплаты некачественно выполненных работ приводились в исполнение незамедлительно и в бесспорном порядке. Совещания всегда носили деловой и конструктивный характер.

Для исключения возможности разночтения текстов нормативных документов (немецких ДИН и советских СНиП), а также переводов на русский язык немецких документов все участники строительства твердо придерживались контрактных требований:

— если требования ДИН были выше, чем СНиП, то безоговорочно принимались к исполнению при проектировании и при строительстве требования немецких ДИН. Но если требования СНиП были выше, чем ДИН, принимались требования СНиП. Из своей практики технического надзора должен отметить, что в большинстве случаев чаще принимались именно требования советских СНиП как более жесткие и конкретные;

— в случае разночтения текстов переводов немецких нормативных документов всегда приоритет отдавался тексту на немецком языке.

6. Планирование, контроль и управление строительством по всем площадкам, где возводились жилые городки и ДСК, производились с использованием единой системы персональных компьютеров и программного обеспечения для заказчика и подрядчика. Это позволяло унифицировать формы отчетов и контроля, оперативно получать достоверную информацию на всех стадиях проектирования и строительства, использовать электронную почту. Для обеспечения функционального взаимодействия всех участников проекта, адресного регулирования и хранения информационных потоков на стадии подготовки по всем площадкам строительства создавался справочник проекта (СП), который являлся приложением к контракту. СП для всех участников строительства определял:

— обязательные обозначения;

— основные аспекты проектирования;

— проектную структуру;

— задачи и обязанности участников проекта;

единую систему информационного и программного обеспечения. Система контроля и отчетности осуществлялась на основе проектно-структурного плана (ПСП). Все корреспонденты: заказчик, подрядчик, инженер/ЦВУ или финансирующий строительство банк — обязаны были приспосабливать структурные уровни своих отчетов под принятую структуру ПСП, включая и систему нумерации видов работ и конструктивных элементов проектно-структурного плана . Структурное деление проекта было принято в качестве базы для всех без исключения проектных документов и информации с целью создания единой однозначной иерархической структуры проекта строительства.

Проект по последовательности выполнения работ был разделен на две фазы:

Фаза 1. Подготовка проекта:

— разработка программы строительства;

— подготовка тендерной документации;

— проведение открытых торгов;

— оценка тендерных предложений фирм-соискателей;

— выбор подрядчика, подготовка и подписание контракта на строительство под ключ.

Фаза 2. Реализация проекта:

— подготовка утверждаемой части проекта;

— проверка утверждаемой части проекта и ее согласование/ утверждение в соответствующих инстанциях;

— разработка рабочей документации;

— строительство, производство, поставки и монтаж элементов объекта;

— надзор за ходом СМР, расчет за выполненные на 100 % работы;

— приемка в эксплуатацию и пробный пуск инженерно-технологических систем и оборудования;

— подготовка исполнительной документации;

— предварительная приемка и передача элементов объекта заказчику;

— содержание объекта в гарантийный период;

— окончательная приемка в эксплуатацию.

Согласно ПСП проект также подразделялся на следующие семь уровней:

1 — все жилые городки и ДСК;

3 — конкретный городок или ДСК;

4 — части оборудования;

5 — группа элементов объекта;

6 — элементы объектов;

7 — расчеты элементов.

Контроль затрат и сроков выполнялся подрядчиком на нижнем уровне. Его отчетность согласно ПСП относилась к нижнему уровню, и ее достоверность и своевременность главным образом определяли оперативность и качество отчетности на вышестоящих уровнях.

7. Контроль качества в ходе проектирования, поставок и строительства осуществлялся в системе постоянно действующего контроля заказчиком, включающего в себя целый комплекс мероприятий:

а) рассмотрение и утверждение предлагаемых подрядчиком архитектурно­планировочных и инженерно-технических решений до начала рабочего проектирования;

б) проверка и утверждение проектной рабочей документации по четырем категориям:

А — утверждено без замечаний;

В — утверждается с приложением замечаний;

С — утверждается с дополнительными замечаниями, требуется повторное представление;

D — отклоняется с обоснованием;

в) предварительная проверка, выбор и утверждение (презентация) поставляемых материалов, конструкций, приборов и оборудования, а также сопроводительной документации заводов-изготовителей и государственных надзорных органов;

г) контроль и проверка поступающих на стройплощадку материалов и оборудования на их соответствие требованиям утвержденной проектной документации, ГОСТ, СНиП и ДИН;

д) содержание подрядчиком на стройплощадке до завершения строительства оснащенной необходимым испытательным оборудованием и персоналом строительной лаборатории, которая была подконтрольна службе инженера;

е) текущий контроль качества, осуществляемый инспекцией технадзора заказчика, в том числе при сдаче-приемке СМР.

Кроме заказчика в соответствии с требованиями контракта управление качеством осуществлялось также подрядчиком на стадии проектирования, презентации стройматериалов и оборудования, подготовки строительных работ, соблюдения технологии их выполнения и на стадии сдачи и ввода объекта в эксплуатацию. Следует отметить, что инофирмы вопросам качества СМР придавали первостепенное значение и качество.

8. Особого изучения и применения заслуживает опыт работы СпецОКСа по контрактам с инофирмами МО Республики Беларусь как «службы ИНЖЕНЕРА проектов» при реализации Программы «7,8+0,55» на территории республики.

По поручению заказчика эта служба координировала действия всех участников строительства под ключ, осуществляла контроль и обеспечивала выполнение всех обязательств подрядчика согласно контракту, его приложениям и дополнениям в части исполнения проектов с надлежащим качеством, в полном объеме и в срок. Никто не имел права влиять или отменять решение инженера проектов.

Определенный интерес представляет опыт работы немецкого консалтингового консорциума (CWU), который заказчиком в соответствии с контрактом был уполномочен представлять его интересы в качестве представителя инженера непосредственно на стройплощадках. Бюро ЦВУ выполняло функции инспекции технического надзора и консультирования по применению европейских норм и стандартов на стадии проектирования, выбора и согласования материалов, оборудования и в ходе строительства, а также осуществляло контроль исполнения графиков СМР и оплаты выполненных подрядчиком объемов и комплексов работ, обеспечивало непрерывное инженерное сопровождение строительства и периода гарантийного содержания объектов.

9. По нашему мнению, заслуживает должного внимания и опыт работы по комплектованию управленческого персонала инофирм. Практически в составе штата управления всех инофирм, участвующих в Программе «7,8+0,55» (немецких, финских, турецких и др.), кроме инженеров строительных специальностей, механиков, работали также архитекторы, инженеры-экономисты, юристы, инженеры по электронике, инженеры-геодезисты, инженеры-геологи и экологи. Сроки пребывания этих специалистов на стройплощадках строго регламентировались объемами работ и сроками их выполнения, предусмотренными в календарных графиках.

10. Не может остаться незамеченной практика применения инофирмами на стройплощадках для решения вопросов централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения при возведении жилых городков и ДСК в пос. Чисть блочно-модульных котельных финской фирмы «Новитер». Достоинством этих котельных является простота конструкции, удобство в эксплуатации, обслуживании и ремонте, высокая экономичность и надежность при грамотной эксплуатации. Высокая заводская готовность котельных позволяла на стройплощадках сокращать сроки монтажа до двух недель. По уровню автоматизации и безопасности они приравнивались к мини-ТЭЦ.

11. Изучая и анализируя все этапы реализации международных строительных проектов от их подготовки до полного завершения работ, обращаешь внимание на практически параллельное строительство и рабочее проектирование на базе качественно отработанной и согласованной со всеми инстанциями утверждаемой части проекта. Такая практика позволяла инофирмам на некоторых площадках сокращать сроки продолжительности строительства до 6 месяцев в сопоставлении с нашими нормами. Это особенно бросалось в глаза в то время, когда приемка рабочей документации на экспертизу требовала полного комплекта рабочего проекта. Если добавить сюда время на проведение экспертизы и время на получение положительного ее заключения, то получалась абсурдная задержка инвестиционного цикла, за которую никто, конечно, не отвечал и не платил. А время, как известно, у всех строителей — это деньги.

12. Конечно, кроме организационно- технических принципов и методов в работе инофирм, наши архитекторы, проектировщики и строители позаимствовали и приобрели определенный опыт и в технологических решениях, в применении зарубежных строительных материалов, конструкций и оборудования, отвечающих высоким требованиям качества и надежности. Так, впервые в Беларуси на стройплощадках в рамках Программы «7,8+0,55» был применен метод утепления ограждающих конструкций типа «термокожа» и новые для нас типы оконных и дверных блоков с высокими тепло- и звукозащитными свойствами. Применение конструкции кровель с теплым чердаком, а также окон и дверей с повышенной герметичностью заставили в то время наших проектировщиков и строителей находить новые решения по системам отопления и вентиляции жилых помещений. За счет изменения конструкции панелей были устранены «порожки» в квартирах и многое другое, что могло бы стать темой отдельной статьи.

13. Рассмотрев основные особенности и итоги реализации международных проектов в Беларуси, хотелось бы в их свете представить примерный образец подрядной строительной фирмы (консорциума), отвечающей критериям и нормам международной практики.

Эта фирма нам представляется, по меньшей мере, как член консорциума и должна иметь:

— такую организационно-штатную структуру и производственную базу, которые позволяли бы исполнять проект, в том числе на условиях под ключ, с гарантийным содержанием сдаваемых в эксплуатацию объектов;

— аттестованное проектное подразделение, способное оперативно готовить проектную документацию и выполнять необходимые корректировки по ходу и результатам СМР, реальную возможность после утверждения заказчиком проектных предложений и решений как можно раньше начать производство работ с «листа», получив разрешение на строительство и не дожидаясь выдачи полного комплекта рабочей проектной документации;

— аттестованную и хорошо оснащенную строительную лабораторию с геологической и геодезической службами;

— квалифицированную маркетинговую службу и достаточную дилерскую сеть для зарубежных закупок в странах-поставщиках материалов и оборудования (при реализации инвестиционных проектов);

— лицензии на основные виды СМР, обладать лицензией на право работы с валютой и товарными биржами;

— высокую платежеспособность и первоклассный банк, который выступал бы гарантом-поручителем;

— сертификат на внедрение системы качества, соответствующей мировым стандартам, а также аттестованный состав специалистов.

Можно ли однозначно представить или назвать сегодня белорусскую строительную или проектно-строительную фирму, которая по всем параметрам отвечала бы названным требованиям? Пожалуй, нет. Поэтому только в консорциальных объединениях или проектно-строительных холдингах, объединив усилия и организационно-технические возможности нескольких белорусских проектно-строительных фирм (даже разных форм собственности и разной ведомственной подчиненности), представляются реальные условия для предложения своих услуг на строительных рынках.

14. Последнее, на что хотелось бы обратить особое внимание наших заказчиков и подрядчиков, а также позавидовать — это культура производства, применение широкого спектра новых средств малой механизации, качество спецодежды и средств защиты, подготовка и оборудование временных городков и производственных баз на стройплощадках, организация проживания, отдыха и питания персонала строек. Не тратились бы такие большие деньги на решение названных вопросов, если бы они не оправдывались высокой производительностью труда, качеством исполнения работ, сокращением сроков строительства и ввода объектов. Реализация строительных проектов по Программе «7,8+0,55» в Беларуси явилась реальным примером перехода от командно-административного метода управления к научному и профессиональному управлению строительными проектами. В этом, пожалуй, один из наглядных и главных итогов этой Программы. В условиях рыночных отношений совокупность новых методов и средств управления проектами дает нам высокоэффективную методологию управления инвестициями, что позволяет заметно влиять на общую культуру управления, на развитие народного хозяйства и экономики в целом. Может, поэтому реализация Программы «7,8+0,55» на территории Республики Беларусь завершилась спокойно в рабочем ритме в полном объеме.

В процессе участия в исполнении международных проектов совместно с иностранными фирмами и зарубежными специалистами наши архитекторы, проектировщики и строители, не выезжая за пределы республики, получили превосходную возможность приобрести европейский опыт и навыки, познать на практике жесткие условия и требования конкурсного отбора для участия и исполнения проектно-строительных работ в строгом соответствии с подписанными контрактами. Для руководящих и инженерно-технических работников многих архитектурно-проектных, строительно-монтажных организаций и промпредприятий Беларуси работа с инофирмами явилась весьма полезной школой обучения и выработки новых взглядов и подходов в архитектурно-планировочных и инженерно-технических решениях, в организации и управлении строительными проектами, в системе постоянно действующего контроля качества, обязательности проведения тендерных торгов и презентаций строительных материалов, конструкций и оборудования. Многие положения и требования из международной практики строительства и управления проектами в последующей деятельности строительной отрасли Беларуси получили признание и статус законодательных актов.

Исполнение Программы «7,8+0,55» в целом по Беларуси получило высокую оценку заказчика строительства (МО РФ), представителей Министерства экономики и развития Германии, финансирующего банка КфВ. Поэтому вполне заслуженно группа известных в республике архитекторов за разработку и внедрение архитектурно-планировочного решения застройки городка Россь получила Государственную премию Республики Беларусь 1998 года. На Всемирном конгрессе «ИНТЕРАРХ-2000», который проходил в г. Софии (Болгария), за уникальное архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решение проект застройки жилого городка Россь был удостоен серебряной медали и диплома. К месту вспомнить, что успешное завершение городка Россь произошло благодаря огромным усилиям лично начальника СпецОКСа по контрактам полковника Гуриновича М. В., когда лидер строительного консорциума финская фирма «НАКА» объявила о своем банкротстве. Потребовалось через судебные инстанции добиваться возврата из одного из американских банков задатка гарантии исполнения контрактных работ (10 % от цены контракта).

По объемам инвестиций, уровню организации и управления строительством, не говоря о социальной и гуманитарной направленности, рассматриваемая нами Программа, ее далеко не простая реализация в условиях начинающегося распада СССР, не имеет аналогов ни в Республике Беларусь, ни в бывших республиках Советского Союза. Безусловно, в Беларуси данная Программа оставила неизгладимый и памятный след, а в сердцах людей, участвовавших в ее реализации, и многих семей, получивших комфортное жилье и места для работы, — долгую и добрую память.

Всего просмотров: 5 592
Опубликованно: 02.09.2013