Керамическая плитка — материал будущего


Версия для печати

В этом убеждены в ОАО "Березастройматериалы", где в конце декабря 2011 г. введена в эксплуатацию новая линия по производству керамической плитки для облицовки бассейнов. Об этом свидетельствуют и последние тенденции на мировом рынке данных изделий. Так, ведущие производители освоили выпуск керамической плитки, которая имитирует по своему внешнему виду ряд отделочных материалов, но в разы превосходит их по эксплуатационным характеристикам, тем самым создавая уникальный интерьер будущего. Именно к освоению современных методов производства новых видов керамической плитки стремится ОАО "Березастройматериалы". И, надо сказать, у предприятия это отлично получается.

Новые мощности открывают дополнительные возможности

Создание новых мощностей в ОАО "Березастройматериалы" было выполнено по поручению Президента Республики Беларусь, данного осенью 2010 г. в ходе деловой поездки по Брестской области, согласно которому на предприятии в срок до 25 января 2012 г. необходимо было организовать производство керамической облицовочной плитки для плавательных бассейнов.

Учитывая динамику развития и опыт реализации инвестпроектов, предприятие промышленности стройматериалов Минстройархитектуры с этим заданием успешно справилось — 30 декабря 2011 г. в ОАО "Березастройматериалы" был подписан акт ввода в эксплуатацию линии керамической плитки цеха № 3. Учитывая значимость события, предприятие посетил заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь И. А. Костюков, который отметил важность мероприятия для всего строительного комплекса республики и развития экспортного потенциала предприятия. Высоко оценил новое производство и глава АСБ "Беларусбанк" С. П. Писарик.

Следует отметить, что руководство предприятия к данному вопросу подошло обстоятельно: изучив ежегодную потребность в плитке для бассейнов, которая составляет порядка 30 тыс. м2, приняло решение установить уникальное оборудование, позволяющее при минимальных трудовых и временных затратах перепрофилировать производство с плитки для бассейнов формата 12,5х25 см на выпуск популярной среди потребителей облицовочной, напольной плитки или керамогранита нужного формата.

Естественно, достигнутому успеху предшествовала масштабная работа. Как рассказал заместитель генерального директора ОАО "Березастройматериалы" по экономике Дмитрий Валентинович Юркевич, новая линия разместилась на площадях прежнего производства теплоизоляционных материалов, которое за свою двадцатилетнюю историю морально и физически устарело, поэтому с введением ужесточающих требований стандартов по выпуску минеральной ваты предприятие от него отказалось.

"Параллельно с выпуском последних тысяч метров кубических минеральной ваты ускоренными темпами велись подготовительные строительные и отделочные работы, а также устройство фундаментов под новое оборудование. Это было окончанием истории минераловатного производства и началом истории производства плитки для облицовки бассейнов и керамогранита", — отметил Д. В. Юркевич.

16 марта 2011 г. ОАО "Березастройматериалы" и итальянская фирма SACMI подписали контракт на поставку технологической линии. Однако не все шло так гладко, как кажется на первый взгляд: валютный кризис наложил свой отпечаток на реализацию проекта. В условиях острого дефицита валютных средств, изыскав всевозможные резервы, к концу марта прошлого года предприятием за счет собственных средств перечислен авансовый платеж в сумме 418 тыс. евро. Как отметил собеседник, именно это и стало отправной точкой начала изготовления оборудования итальянской стороной.

С проблемой по реализации проекта предприятие столкнулось в июле–августе 2011 г. — в период перечисления основной суммы контракта. На данные цели бизнес-планом было преду-смотрено привлечение иностранной кредитной линии итальянского банка. Однако снижение рейтинга Беларуси на международных финансовых рынках не позволило организации быстро разрешить проблему выделения кредитных ресурсов, т. к. в этот период в республике были приостановлены все иностранные кредитные линии. Только к началу сентября "Березастройматериалы" совместно с представителями "Беларусбанка", поставщиком оборудования — фирмой SACMI и кредитующим итальянским банком Banca Popolare dell'Emilia Romagna сумели окончательно разрешить сложившуюся ситуацию. Выполняя условия предоставления иностранной кредитной линии, предприятие вынужденно было доплатить из собственных средств 209 тыс. евро, после чего последовало "итальянское" финансирование. В итоге по состоянию на 1 октября 2011 г. организацией за счет собственных средств было профинансировано 15 % от общей стоимости контракта или 627 тыс. евро. В целом стоимость импортного технологического оборудования составила 4,2 млн евро, из них 3,5 млн — иностранная кредитная линия, остальное — собственные средства предприятия.

В октябре импортное оборудование было поставлено на таможенную зону предприятия и сразу передавалось для монтажа в цех. И уже в ноябре силами ИТР и рабочих ОАО "Березастройматериалы" под надзором специалистов фирмы SACMI успешно выполнен монтаж всего технологического оборудования. А в декабре был осуществлен выпуск первой партии продукции.

"В период реконструкции на предприятии одновременно велась работа по изучению технологии производства плитки для облицовки бассейнов, расчету необходимых рецептур, а также разработка и регистрация технических условий на производство данного вида продукции, — отметил Д. В. Юркевич. — Результатом проделанной работы стал выпуск в лабораторных условиях партии плитки для бассейнов, в полном объеме соответствующей требованиям ТУ, что подтверждено протоколами испытаний.

На момент посещения корреспондентами "РСГ" нового производства на линии осуществлялся выпуск облицовочной плитки. Как пояснил собеседник, в настоящее время идет отработка некоторых моментов технологического процесса. После демонтажа минераловатного производства все сотрудники (а это порядка 50 человек) прошли обучение и приступили к своим обязанностям уже на новой линии. А чтобы адаптация к современной технологии проходила более плодотворно и активно, они принимали участие в монтаже и наладке оборудования, что в дальнейшем позволит снять многие вопросы при его эксплуатации.

Что касается плитки для облицовки бассейнов, то массовое ее производство планируется начать во второй половине февраля т. г. Удовлетворив потребность рынка в данной продукции, предприятие сможет вернуться к выпуску облицовочной плитки.

Примечательно, что в рамках реализации инвестпроекта впервые на предприятии была установлена автоматическая линия упаковки продукции. Положительный эффект герметичной упаковки заключается в том, что продукция может храниться на открытых площадках без потери своих качественных характеристик.

Одним из преимуществ размещения новой линии является ее нахождение вблизи железнодорожных путей. Благодаря этому сокращаются затраты на транспортировку продукции.

Экспорт: реалии и перспективы

Как известно, ОАО "Березастройматериалы" в Беларуси и за рубежом ассоциируется с богатым ассортиментом плитки для внутренней облицовки стен и пола, красиво украшенной декоративными элементами. Именно разнообразие продукции, ее дизайн и качество позволяют предприятию, несмотря на экономические сложности в республике и реализацию инвестиционных проектов, требующих существенных затрат финансовых средств и времени, занимать передовые позиции среди производителей аналогичной продукции.

"В 2011 г. организация смогла не только сохранить достигнутые ранее результаты, но и обеспечила прирост по основным показателям социально-экономического развития, — отметил Д. В. Юркевич. — Темп роста производства за январь–декабрь прошлого года составил 106,1 % к аналогичному периоду 2010 г. Экспорт увеличился на 9,6 % и составил 25,1 млн долларов".

На предприятии, как и в жизни, не бывает все идеально — есть проблемы и трудности. Но только слаженная работа всего коллектива позволяет находить самое оптимальное и правильное решение. Результаты работы коллектива более чем впечатляющие. Руководством же со своей стороны обеспечивается социальная защищенность всех работников предприятия. Сохранены и даже в разы увеличены все гарантированные коллективным договором выплаты, и самое главное — обеспечен рост более чем в 1,5 раза средней заработной платы. Ее уровень по декабрю прошлого года достиг 3,7 млн руб.

Возвращаясь к вопросу экспорта продукции, собеседник подчеркнул, что в условиях ее дефицита, который наблюдался на протяжении прошлого года, предприятию удалось сохранить завоеванные рынки сбыта, а также обеспечить некоторый прирост по наиболее прибыльным. К слову, по-прежнему основными потребителями березовской керамической плитки являются Россия и Украина (50 % и 25 % соответственно от общего объема экспорта). В Беларуси же реализуется 30 %, а остальное — в Молдове, Азербайджане, Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане, Румынии и Сербии. В еврозоне продукция ОАО "Березастройматериалы" представлена на рынке Литвы. В Беларуси во всех областных центрах открыты торговые дома предприятия.

Весьма радужные экспортные перспективы специалисты пророчат керамической плитке для облицовки бассейнов. Это связано с тем, что на постсоветском пространстве она практически не производится. Естественно, первоначально предприятие ставит перед собой задачу насытить отечественный рынок данной продукцией, а после — завоевывать зарубежные.

Научный аспект производства, или Плитка тоньше — качество выше

О том, что керамическая плитка под торговой маркой Beryoza Ceramica является брендовой, свидетельствуют объемы ее поставок на экспорт. Однако динамично развивающаяся отрасль требует от производителей новых идей. И здесь на помощь производственникам приходит наука.

"Кроме рутинной повседневной работы инженерно-техническим персоналом предприятия ведутся планомерные научные исследования по снижению материалоемкости и затрат при производстве керамической плитки, — отметил заместитель директора по экономике. — Эта деятельность направлена в первую очередь на уменьшение ее толщины без ущерба качеству. В конце прошлого года нами совместно с Белорусским государственным технологическим университетом были выполнены расчеты, осуществлены лабораторные исследования и получен первый результат в промышленных условиях". Экономия от внедрения данного ноу-хау будет подсчитана к сдаче годового отчета.

"Мировые тенденции на рынке керамики свидетельствуют о необходимости проведения научных разработок и внедрения новых технологий, — отметил начальник группы маркетинга Дмитрий Николаевич Борис. — Технологические возможности европейских производителей позволяют выпускать керамическую плитку любого формата, вплоть до 3х1 м и толщиной 3 мм с глянцевой и матовой поверхностью. Расширяется и сфера ее применения: помимо традиционных вариантов она используется в качестве отделочных материалов (в т. ч. благодаря бесшовной укладке вместо привычных обоев), элементов мебели и пр. Таким образом, керамика стремится завоевать новые ниши на рынке и заменить многие отделочные материалы, в т. ч. декоративные штукатурки. Важным преимуществом керамики является легкость в обслуживании и отсутствие ограничений в сроках эксплуатации".

Это подтверждают и технические параметры, например, водопоглощение напольной плитки составляет всего 1,2 %, а плитки для облицовки бассейнов — менее 0,5 %, т. е. этот показатель лучше, чем у природных материалов. По сути, выгоднее применить керамику, чем натуральный природный камень. Понимая, что за этими изделиями будущее, ОАО "Березастройматериалы" развивается в русле мировых тенденций. Специалисты убеждены, что здесь главное — вовремя модернизировать производство, чтобы не отставать от прогресса. Сегодня Беларусь вынуждена догонять страны, где сильны традиции в керамике, однако во многом она их уже опередила. В частности, при аналогичной реконструкции производства срок установки новой линии в Европе занимает в два раза больше времени, чем понадобилось белорусским специалистам. Таким образом, при безусловном профессионализме, отечественному стройкомплексу не хватает предприятий-производителей сложного современного технологического оборудования.

Работа на перспективу

Работа, выполненная в прошлом году, — это только часть от всех тех замыслов, которые ставит перед собой коллектив ОАО "Березастройматериалы" и которые предстоит осуществить в будущем. Буквально к концу первого квартала текущего года на предприятии планируется смонтировать и запустить вторую линию декоративных элементов. На сегодняшний день за счет собственных средств организации произведена оплата 65 % (332 тыс. евро) от стоимости контракта, в течение февраля состоится поставка, а к концу марта — монтаж оборудования и пуск линии.

В скором времени будет задействована пустующая площадка рядом с новой линией по выпуску плитки для облицовки бассейнов. Планируется, что здесь в будущем разместится современная линия по производству керамогранита.

В части энергосбережения реализуется давний замысел руководства: итальянский принцип сушки пресс-порошка с использованием отходящих газов когенерирующего оборудования с получением собственной дешевой электрической энергии. Уже осуществлена поставка необходимого электротехнологического оборудования, ведутся строительные и первые подготовительные монтажные работы, завершить которые планируется во втором квартале 2012 г. По расчетам, объем инвестиций в основной капитал по проекту составит до 30 млрд руб., источники финансирования — как собственные, так и заемные средства.

На предприятии отметили, что задел, сделанный в 2011 г., позволит уже по итогам текущего года увеличить объемы производства продукции в 1,2 раза и повысить все "вытекающие" отсюда качественные показатели: рентабельность, производительность и рост заработной платы.

Гарантия качества

Продукция Beryoza Ceramica соответствует мировым стандартам качества, что означает жесткое соблюдение геометрических параметров, качество нанесения глазури, внедрение передовых дизайнерских решений, экологичность и надежность.

Продукция предприятия сертифицирована и соответствует требованиям как европейского стандарта EN 14411-2007, так и отечественных СТБ 1354-2002, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 30108-94, ГОСТ 6141-91. Помимо этого, система менеджмента качества на предприятии соответствует требованиям СТБ ISO 9001-2009, система управления окружающей средой — СТБ ISO 14001-2005, система управления охраной труда — СТБ 18001-2009.

В 2009–2011 гг. керамическая плитка Beryoza Ceramica была признана победителем ежегодного Республиканского конкурса "Лучший строительный продукт года".

В мае 2011 года ОАО "Березастройматериалы" признано победителем конкурса "Лучший экспортер 2010 года" в номинации "Строительство и производство строительных материалов". Самое большое достижение — диплом "Лауреата Премии Правительства Республики Беларусь за достижение в области качества 2011 года".

В свои сорок пять лет истории ОАО "Березастройматериалы" заработало имидж технологически развитого производителя керамической плитки, коллекции которого благодаря дизайнерским решениям завоевывают все больше клиентов, а также наград на специализированных международных выставках и форумах. Несомненно, продолжение модернизации производства, которое началось в 2002 г., позволит предприятию не только соответствовать мировым трендам, но и обогащать мир керамики белорусским колоритом.

Подготовила Татьяна Дрик

Всего просмотров: 8 120
Опубликованно: 20.02.2012