Кульман. Ватман. Рейсфедер


Версия для печати

«Время идет, многие предметы устаревают и уходят в небытие, их место занимают более эффективные, усовершенствованные, — считают организаторы выставочного проекта «Кульман. Ватман. Рейсфедер». — Инструменты, которыми мы и наши предшественники создавали историю белорусской архитектуры, дизайна и искусства, уже не известны молодому поколению». С целью воспеть вышедшие из употребления орудия труда, верой и правдой служившие в прошлом веке представителям творческих профессий, а также еще раз показать их в действии, Белорусский союз дизайнеров (БСД) и придумал эту выставку.

Корреспонденты «РСГ» с благодарностью откликнулись на приглашение соорганизатора проекта архитектора Александры Бояриной и побывали на презентации выставки «Кульман. Ватман. Рейсфедер», состоявшейся в ноябре в галерее Белорусского союза дизайнеров.

С самого порога подкупила атмосфера, царившая в «выставочном зале» — тесноватом подвальном помещении по адресу: Минск, ул. Брилевская, 14. Ни торжественной церемонии, ни красной ленточки, ни «долгих и продолжительных аплодисментов» — только приподнятое настроение коллег-единомышленников всех поколений да острое осознание, как стремительно — в пределах одного поколения — мчится прогресс…

Идея выставки «Кульман. Ватман. Рейсфедер» принадлежит председателю Белорусского союза дизайнеров Дмитрию Сурскому. Как прозвучало, лидер БСД нередко подбрасывает интересные концепции — «червяка, на который клюют большие и маленькие рыбы» (команда, что берется за их реализацию). Вот и на этот раз презентации проекта предшествовала огромная подготовительная работа. Задолго до открытия выставки на сайте Союза появился призыв к творческим людям: «Реализация проекта будет невозможна без вашего активного участия. Если у вас сохранились редкие или не очень, но уже вышедшие из широкого употребления профессиональные приспособления (инструменты творческого человека самого различного рода и назначения), которые в прошлом помогали измерять, чертить, вырезать, лепить, шить, фотографировать и любым другим способом создавать нетленные произведения, непременно пишите или звоните».

Организаторы и их помощники-энтузиасты обменивались «явками и паролями», находили владельцев вожделенных экспонатов, которые под честное слово или расписку (гарантирующую возврат в целости и сохранности) препровождали на выставку. В итоге в галерее Союза были собраны самые настоящие раритеты, принадлежащие Владимиру Королю, Георгию Заборскому, семьям Потаповых и Есьманов, многим другим. Как сказала Александра Боярина, здесь каждый, даже самый маленький экспонат имеет свою историю.

Многие из экспонированных приспособлений — кульманы, рейсфедеры, аэрографы, рапидографы и другие — почти не известны молодому поколению. Кроме этого, здесь демонстрировались произведения, сделанные в старых, забытых техниках: отмывка, гризайль, аэрография, чертежи, эскизы. К примеру, как рассказал Дмитрий Сурский, кем-то выброшенные акварели Сергея Мусинского он подобрал сначала из-за планшетов, на которые они крепились, и рассмотрел как следует только у себя в мастерской.

Большинство из представленных предметов сегодня практически вышли из обихода, и многие студенты даже не знают, что такое готовальня, рейс-шина, таблица Брайдиса или логарифмическая линейка. Да что говорить: как с улыбкой признавались сами организаторы, даже они, беря в руки транспортир, не сразу вспоминали, «как его зовут».

«Мы сделали эту выставку, во-первых, чтобы старшее поколение немного поностальгировало, прониклось ретроощущениями, а во-вторых, чтобы показать молодым, что шедевры можно создавать и без компьютера», — прозвучало в ходе презентации.

Подкупала сама подача экспонатов: стильными витринами для ретропредметов послужили старинные сундуки и даже… ветхие оконные рамы, массово выкидываемые на помойку при замене на ПВХ-окна («Ловите идею, пока я ее не запатентовал», — шутил Дмитрий Сурский).

С экспозицией прекрасно гармонировало звучавшее на презентации выступление Ольги Акулич и рок-группы «Верасень».

Выставка работала до 17 ноября. В ее рамках были запланированы презентация продукции CRETACOLOR от магазина «Арт-территория» и мастер-класс Александра Михалевича «Воспоминания об аэрографе».

Всего просмотров: 5 525
Опубликованно: 09.12.2013