Логистические центры — новые точки развития белорусской экономики


Версия для печати

Понятие "логистика" во всем мире существует уже давно, а логистические центры играют важную роль в экономическом благосостоянии государств. Логистическая система Беларуси только набирает обороты, причем весьма активно.

Следует отметить, что Беларусь имеет все шансы повысить свое благосостояние за счет грамотного использования географического положения, в частности стать центром трансъевропейской магистрали. Наша страна находится на перекрестке основных маршрутов из Западной Европы в Россию, из стран Черноморского побережья в страны Балтии. Пока доля логистики в ВВП белорусского государства ориентировочно составляет 7 %, в то время как у большинства европейских стран, имеющих аналогичное с Беларусью выгодное географическое положение, эта цифра достигает 20 %.

Для развития логистической системы Республики Беларусь разработана соответствующая программа до 2015 г., которая была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 1249. Данной программой предусмотрено 50 участков для строительства логистических центров на территории республики. По состоянию на 1 июля т. г. в Беларуси реализуется 25 инвестиционных проектов в соответствии с программой и 16 — на основе заключенных инвестиционных договоров. Наибольшее количество комплексов будет сосредоточено в Минской области, т. к. преимуществом данной территории является пересечение двух транспортных коридоров.

В целом осваиваемые участки по строительству логистических центров расположены, как правило, в непосредственной близости проходящих через территорию республики транспортных коридоров. А именно: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, Калининград — Клайпеда — Вильнюс — Минск — Гомель, Пловдив — Бухарест — Кишинев — Любашевка — Киев — Витебск — Псков — Санкт-Петербург — Хельсинки.

Анализ ситуации по созданию логистических центров в республике показывает, что наиболее активно в этом направлении движется Минская область: на данный момент здесь реализуется 12 проектов в соответствии с программой и 10 проектов на основе заключенных инвестиционных договоров. Не уступает столичному региону Брестская область. Всего здесь реализуется 7 проектов, два из которых — с привлечением инвестиций. На "счету" Витебской и Гродненской областей — по четыре проекта. А в Гомельской и Могилевской — по два.

Следует отметить, что, по мнению специалистов, назрела необходимость актуализации Программы развития логистической системы Республики Беларусь по результатам ее действия. В первую очередь это связано с невостребованностью некоторых земельных участков, определенных под строительство данных комплексов, и необходимостью рассмотрения целесообразности размещения такого количества транспортно-логистических центров на определенном участке. Данная работа проводится Минторговли совместно с Минтрансом, Государственным таможенным комитетом и облисполкомами. Также для оперативного решения вопросов, связанных со строительством и функционированием логистических центров, создана межведомственная группа, в состав которой вошли представители заинтересованных министерств и ведомств, ассоциации международных экспедиторов и логистики, транспортно-логистических центров.

Вместе с тем, в Беларуси активно разрабатывается нормативно-правовая база, направленная на содействие скорейшему развитию логистической системы. В частности, государством созданы соответствующие условия для привлечения инвесторов и строительства логистических центров, включая предоставление налоговых льгот. Это: Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь", Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413 "О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь", Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", отдельные статьи Налогового и Инвестиционного кодексов Республики Беларусь. Кроме того, в июне т. г. Совмином был утвержден План мероприятий по повышению позиций Республики Беларусь в рейтинге по индексу в логистике.

В настоящее время прорабатывается вопрос внесения изменений в Указ Главы государства от 1 сентября 2010 г. № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности". В частности, для владельцев логистических центров предлагается упростить требования, предъявляемые к соискателям специальных разрешений и лицензий на оптовую торговлю и хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачных изделий и др.

Продолжается разработка технических условий, определяющих: требования к техническому оснащению, качеству оказания транспортно-экспедиционных услуг; эффективность функционирования, порядок балльной оценки и другие показатели деятельности логистических центров.

Для организации эффективной работы логистической системы Беларуси активно изучается международный опыт. В частности, в июле т. г. Минторговли проведена встреча с представителями Литовской национальной ассоциации экспедиторов "ЛИНЕКА". С учетом достигнутых договоренностей на прошлой неделе состоялась рабочая поездка представителей государственных заказчиков Программы в Литовскую Республику.

Конкретные примеры инвестиционной активности

Как было отмечено ранее, в Минской области определено наибольшее количество земельных участков для строительства транспортно-логистических центров. Для реализации проектов в рамках госпрограммы выделено 415 га земли. Сегодня ведется активное строительство: ИООО "Логистический центр "Прилесье" (Минский р-н, пос. Обчак, СЭЗ "Минск"); ООО "ИнтерСтройПорталПлюс" (Минский р-н, на землях СПК д. Щомыслица), ИП "БТЛ-Логистик" (Минский р-н, пос. Обчак, СЭЗ "Минск"). К слову, в последнем введен в эксплуатацию складской корпус на 2900 м2. Продолжает возведение логистического центра "Минск-Белтаможсервис" со складским корпусом на 7 тыс. м2 РУП "Белтаможсервис" (Минский р-н, 17 км автодороги Минск — Дзержинск). На последнем объекте введены первый и второй пусковые комплексы первой очереди строительства.

В скором времени, а если быть точным, в сентябре т. г., логистическую инфраструктуру республики пополнит еще один транспортно-логистический центр европейского уровня, который расположился в непосредственной близости к пос. Ракову (Минский р-н). Его возведение осуществляет СООО "БелВингесЛогистик".

Как рассказал заместитель директора СООО "БелВингесЛогистик" А. В. Гурин, в настоящее время готовность объекта составляет 90 %. Выполнены наружные сети электроснабжения и по постоянной схеме подано напряжение. Завершаются работы по монтажу вентиляции, пожарной сигнализации и системы пожаротушения. К слову, последняя организована в нескольких вариантах: традиционной водяной и уникальной для Беларуси системе "туман", которая внедрена только на одном торговом объекте в республике. Также для такого комплекса построен пожарный резервуар со станцией пожаротушения.

В помещениях завершается устройство фибробетонных полов, которые, учитывая размещение большого колличества стеллажей (всего планируется организовать 17–19 тыс. паллето-мест), будут выдерживать нагрузку 5 т/м2. К слову, объект разделен на два объема разной площади: порядка 5,0 тыс. м2 и 11,5 тыс. м2. В малом складе будет устроено пять уровней стеллажей, а в большом — четыре уровня. Примечательно, что при строительстве комплекса использовались белорусские строительные материалы, и только при отсутствии аналогов отечественного производства применялись импортные материалы.

На логистическом центре продолжается устройство подъездных путей и стоянок, для которых отведено порядка 4 га площади, около 1 га займет дорожно-тропиночная сеть. К слову, к асфальту также предъявляются высокие требования. Он должен обладать прочностными характеристиками как на трассе, чтобы избежать образование колейности. В целом на строительстве объекта трудится порядка 15 субподрядных организаций. Работа идет практически круглосуточно.

В складских помещениях комфортную температуру создадут шесть теплогазогенераторов, которые располагаются на крыше центра. Эти самодостаточные агрегаты в автоматическом режиме за счет подогрева воздуха и вентиляции будут поддерживать температурный режим в пределах 18–20 ОС.

"В целом объект — инженерно-интеллектуальный, — отметил А. В. Гурин. — Здесь применены все современные инженерно-технические решения, которые опробованы и доказали свою эффективность на аналогичных объектах в Европе и во всем мире".

Пропускная способность транспортно-логистического центра составляет 150–200 автомашин (фур) в сутки. Для разгрузки-погрузки грузов предназначены 30 разгрузочных рамп, над которыми расположились офисы, а также помещения для администрации центра и обслуживающего персонала.

Объект планируется сдать в конце сентября т. г. Напомним, что работы по его возведению были начаты в мае прошлого года и велись в режиме параллельного проектирования и строительства. Завершить строительство в столь короткий срок стало возможным благодаря применению железобетонной колонно-ригельной системы, особенностью которой является крепление элементов на анкерных болтах. В результате каркас здания (а это около 1 тыс. элементов) был смонтирован за несколько месяцев.

К слову, в планах литовских инвесторов на данной территории в октябре т. г. начать строительство еще одного склада площадью 12 тыс. м2.

Продолжает реализацию семи проектов по созданию логистических центров в Беларуси и РУП "Белтаможсервис". Два из них уже созданы в Бресте и Минске, оставшиеся пять реализуются в Минске, в пунктах пропуска "Козловичи" и "Каменный Лог", в Гомеле и Могилеве.

Как отметил на пресс-конференции, посвященной основным направлениям развития логистической системы в Республике Беларусь, генеральный директор РУП "Белтаможсервис" Ю. Г. Король, работа готовых центров показывает, что сроки их окупаемости будут сокращаться с планируемых ранее 8 лет до 5–6 лет.

"Этот бизнес выгоден и востребован", — убежден Ю. Г. Король. При этом он отметил, что подписанный недавно Указ о высвобождении от уплаты НДС владельцев логистических центров при растаможивании и отправке грузов в третьи страны "создает прекрасные конкурентные возможности для наших предприятий и, прежде всего, в Таможенном союзе".

Выступающий обратил внимание, что на предприятии создана многоуровневая логистическая система и совместно с БГУ разработана концепция развития предприятия "исходя из современных условий и места Беларуси в логистике". Внедрены современные программные продукты, которые в режиме он-лайн управляют всеми процессами логистики. "Мы готовы интегрироваться с программами европейских и российских компаний", — подчеркнул Ю. Г. Король.

Свой интерес по созданию транспортно-логистического комплекса на базе аэропорта Витебска нашла крупная чешская компания. Как пояснил на пресс-конференции начальник управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем Министерства транспорта и коммуникаций П. В. Божанов, проект предусматривает строительство складских помещений, сервисной зоны, а также создание авиакомпании на базе аэропорта Витебска и центра по обслуживанию самолетов. Он также рассказал о проекте по строительству крупного мультимодального транспортно-логистического центра на базе Оршанского авиаремонтного завода. Переговоры по нему ведутся сразу с несколькими инвесторами. В частности, китайская компания проявила интерес к эксплуатации взлетно-посадочной полосы аэропорта, расположенного близ завода, и привлечении сюда самолетов с грузами из Поднебесной. Еще один инвестор заинтересован в развитии самого Оршанского авиаремонтного завода.

На фоне развития логистической системы республики не может не радовать перспектива участия Беларуси в создании логистических центров на территории Таджикистана. Примечательно, что Таджикистан готов рассматривать различные формы сотрудничества с Беларусью — от инвестирования в строительство и реконструкции логистических центров до создания совместных логистических объектов. Сейчас белорусские предприятия и компании рассматривают возможности участия в реализации сразу несколько проектных предложений на территории Таджикистана.

Как видим, в Беларуси развитию логистической системы дан "зеленый свет". И самое главное, что сегодня нет сомнения в эффективной ее работе, тем более что этому процессу способствуют создание Таможенного союза и ЕЭП.

Всего просмотров: 21 455
Опубликованно: 30.08.2011