Лжеструктурам — надежный заслон


Версия для печати

В ходе семинара "Роль и ответственность руководителя в соблюдении антикоррупционного законодательства в сфере экономических отношений" (см. "РСГ" №№ 18, 19) прозвучал доклад старшего инспектора по особо важным делам оперативно-аналитического управления Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Кирилла Георгиевича Шинкевича.

Статистика и факты

Департаментом финансовых расследований Комитета госконтроля (далее — Департамент) на постоянной основе проводится комплекс оперативно-розыскных и контрольно-проверочных мероприятий, направленных на пресечение и выявление правонарушений в сфере строительства.

По статистике, в 2010 г. по данной тематике произведено 523 проверки, каждой из которой были выявлены те или иные нарушения. По их результатам возбуждено 269 уголовных дел. Поступило в бюджет государства дополнительно предъявленных к уплате налоговых платежей, примененных экономических санкций на общую сумму 25,2 млрд руб. Привлечено к административной ответственности 177 человек.

Количество выявленных преступлений и общая сумма предъявленных к уплате налогов, сборов, экономических санкций свидетельствуют о высокой степени криминализации данной сферы экономики.

Анализ результатов проверок выявил два основных направления, по которым в настоящее время наблюдается рост числа правонарушений. Первое — это строительство зданий и сооружений, производство строительно-монтажных работ. Второе — обслуживание строительного производства и обеспечение его материально-техническими ресурсами.

Для первого направления характерны правонарушения, связанные с использованием схем ухода от налогообложения путем оформления фиктивных договоров субподряда и актов приемки выполненных работ с субъектами хозяйствования, имеющими признаки лжепредпринимательских структур (так называемый "лжеподряд"). Фактически же работы выполняются самостоятельно с привлечением нелегальной рабочей силы. Таким образом, организация необоснованно увеличивает затратную часть и занижает налогооблагаемую базу. Как следствие — в бюджет не выплачиваются налоги и другие обязательные платежи.

К примеру, в 2009 г. Департаментом было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 243 Уголовного кодекса "Уклонение от уплаты сумм налогов" в отношении руководства общества с ограниченной ответственностью "Ф". Фирмой при выполнении СМР на 21 государственном предприятии был заменен бухгалтерский учет заведомо подложными документами о привлечении в качестве субподрядчика ряда коммерческих организаций, которые в действительности были лжепредпринимательскими структурами. Работы были выполнены собственными силами, а оплата за их выполнение произведена госпредприятиями на счета лжеструктур и по факту обналичена. Всего в данном уголовном деле объединено в одно производство 25 уголовных дел, в т. ч. в отношении руководителей госпредприятий. В результате действий должностных лиц данного ООО в государственный бюджет не было уплачено налогов на общую сумму 1,8 млрд руб. За данное преступление белорусское законодательство предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет с конфискацией имущества.

Для второго направления деятельности характерны правонарушения, связанные с недобросовестным необоснованным посредничеством. Создаются цепочки фиктивных посредников с участием лжеструктур, либо оформляются фиктивные документы на приобретение сырья и материалов. В данном случае основной целью недобросовестного посредничества является завышение стоимости товарно-материальных ценностей. Цепочка проста: вывод оборотных средств организации в нелегальный оборот, последующая "обналичка" и — обогащение заинтересованных лиц.

Необходимо особо отметить рост числа правонарушений с использованием вышеописанных схем в сфере бюджетного строительства. Так, в 2009–2010 гг. при проведении проверок социально-значимых объектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета, установлены множественные факты использования недобросовестными субъектами схем "лжеподряда" и необоснованного посредничества.

Значимым объектам — особое внимание

По результатам проверок, проведенных в 2009–2010 гг. органами финансовых расследований, установлены факты "лжеподряда" и недобросовестного посредничества при реконструкции-реставрации отдельных значимых объектов.

Только в 2010 г. общая сумма потерь бюджета от использования субъектами незаконных схем ухода от налогообложения, завышения стоимости работ и ТМЦ составила более 40 млрд руб.

Так, при проведении проверки по строительству Минского метрополитена установлено, что при реконструкции пересадочного узла у посреднической структуры "Н" (г. Минск) было закуплено восемь перекрывателей пассажиропотоков (шлагбаумов) российского производства на общую сумму 588,6 млн рублей. Производителем указанных перекрывателей являлось ЗАО "Л" (г. Санкт-Петербург). Однако фирма "Н" их приобретала у компании "Б" (г. Москва). Общая стоимость единицы с учетом НДС — свыше 62 млн рублей. В то же время отечественные производители имели техническую возможность изготовления перекрывателя пассажиропотоков. При этом его стоимость в данном случае составляла 14,5 млн руб. Таким образом, применение на объекте "Реконструкция пересадочного узла первой–второй линий метрополитена" указанных конструкций белорусского производства обошлось бы на 472 млн руб. меньше, чем поставки "Н".

Немало нарушений выявлено в ОАО "Мозырьский нефтеперерабатывающий завод". Департаментом проводилась проверка акционерного общества "Р" — генподрядчика на объекте Мозырьского НПЗ. Основанием для ее проведения послужила информация Департамента финансового мониторинга, который входит в систему Комитета госконтроля. Установлено, что "Р" для выполнения строительно-монтажных работ на указанном объекте было привлечено три подрядчика. Те, в свою очередь, привлекли семь субподрядных организаций, расположенных в г. Минске. Причем мотивы этого очевидны, ведь в Мозыре хватает предприятий, которые могли бы выполнить не слишком сложные работы.

На счета указанных субподрядчиков было перечислено свыше 19 млрд руб. за якобы выполненные строительно-монтажные работы по договорам субподряда. Проверка в отношении семи предприятий показала, что их действия связаны с выводом денежных средств в теневой оборот путем перечисления в Латвию для последующего обналичивания, а также документального обеспечения завышения стоимости СМР и стройматериалов, используемых при реконструкции завода. Штат предприятий субподрядчиков насчитывал от 1 до 2 человек: как правило, это были директор и бухгалтер.

По результатам проверок в отношении руководителей двух субподрядных организаций возбуждены уголовные дела по части 2 статьи 243 УК "Уклонение от уплаты налогов", в отношении должностных лиц других субподрядных организаций в настоящее время проводятся проверки.

Еще один объект — реконструкция Партизанского проспекта. В марте 2009 г. по решению Мингорисполкома, инициируемому должностными лицами одного из государственных дорожно-строительных предприятий, без проведения подрядных торгов для выполнения работ по реконструкции Партизанского проспекта генподрядчиком определено ООО "Б". Указанное предприятие было создано всего лишь в июле 2008 г. — буквально за полгода до начала реконструкции. При этом не обладало необходимыми строительными кадрами, не имело опыта работы в дорожной отрасли. Это впоследствии сказалось на качестве выполняемых работ. ООО "Б" допустило значительные недовложения в дорожную одежду песка и щебня, поставка которых оформлялась через лжеструктуру с последующим обналичиванием денежных средств. Так, проверкой установлено, что в период производства работ с расчетного счета ООО "Б" денежные средства в размере свыше 690 млн руб. перечислены на счета четырех индивидуальных предпринимателей и частного предприятия для проведения дополнительных СМР и оплаты стройматериалов. Причем данные субъекты фигурировали в сообщениях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и имели наличие признаков осуществления незаконных финансовых операций. Из пояснений должностных лиц ООО "Б" следует, что организацию поставок стройматериалов на объект осуществлял инженер по материально-техническому снабжению общества, который является родственником одного из руководителей заказчика работ. По результатам проверки необоснованное завышение ООО "Б" стоимости выполненных СМР по реконструкции Партизанского проспекта превысило 678 млн руб. Материалы проверки в отношении предприятия-заказчика и генподрядчика направлены в органы внутренних дел для дачи юридической оценки.

Стоит отметить, что одной из главных причин допущенных ООО "Б" нарушений — завышение стоимости работ и некачественное их выполнение — явилось отсутствие надлежащего контроля за ходом строительства со стороны надзорной службы заказчика, инспекции Госстройнадзора, а также проектной организации.

Упреждающие меры должны быть усилены

В настоящее время отрасль динамично развивается, в нее вливаются значительные бюджетные средства и одновременно проводится либерализация законодательства в этой области. В частности, с принятием Указа Президента Республики Беларусь "О лицензировании отдельных видов деятельности" Минстройархитектуры утратило полномочия по осуществлению лицензирования. Учитывая изложенное, можно прогнозировать рост правонарушений в 2011 году, связанных с проблемой лжепредпринимательства.

Основными причинами, способствующими возникновению правонарушений с использованием рассмотренных схем незаконной деятельности, Департамент видит недостаточность превентивных, упреждающих мер реагирования со стороны Минстройархитектуры и Госстройнадзора, а также несовершенство отраслевой нормативной правовой базы. Исходя из практики проведения проверок и расследования уголовных дел, можно сделать вывод о том, что в подавляющем числе случаев данная категория правонарушений могла быть пресечена на ранней стадии, а именно — в ходе проведения авторского и технического надзора в строительстве. В свою очередь это позволило бы минимизировать их негативные последствия.

Отсутствие законодательных норм, предусматривающих ответственность за нарушения порядка проведения торгов при заключении договоров на поставку стройматериалов, а также обязательность проведения генподрядчиком торгов при заключении договоров субподряда на выполнение работ, финансируемых за счет госбюджета, позволяет недобросовестным субъектам безнаказанно прибегать к использованию схем "лжеподряда" и необоснованного посредничества, а в конечном итоге ведет к удорожанию строительства.

В связи с изложенным, Департамент считает возможным предложить Минстройархитектуры совместно с Госстройнадзором рассмотреть вопрос о внесении в законодательные акты, регламентирующие правоотношения в строительной отрасли, нормы, предусматривающие ответственность субъектов хозяйствования за нарушения установленного порядка проведения торгов при заключении договоров на строительство, реконструкцию, ремонт, реставрацию объектов и поставку товаров для этих целей, финансируемых за счет республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства. Также предусмотреть обязанность проведения торгов генподрядчиками при заключении договоров субподряда для выполнения отдельных видов проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ на объектах, финансируемых за счет бюджетных средств с участием представителей заказчика.

Второе предложение — совместно с правоохранительными органами, другими заинтересованными ведомствами выработать систему эффективных мер упреждающего инспекционного контроля, исключающую возможность недобросовестным субъектам безнаказанно прибегать к использованию необоснованного, фиктивного посредничества при выполнении работ, поставках строительных и иных материалов.

Всего просмотров: 7 359
Опубликованно: 27.06.2011