Практическое формирование бизнес-плана развития организации и его особенности


Версия для печати

Для планово-экономических служб отечественного бизнеса (всех форм собственности) наступило время внимательного анализа действующих бизнес-планов развития организации. Основная цель такого анализа — приведение разработанных бизнес-планов в соответствие с учетом возникших реалий непростой экономической ситуации. Если не скорректировать прогнозные задания, включенные в бизнес-планы, то по итогам года могут быть проблемы, отражающиеся как на показателях финансового состояния всего предприятия, так и на уровне выплат стимулирующего характера коллективу. Корректировка бизнес-планов может происходить в последние месяцы года, и в этот же период предстоит организационная работы по созданию бизнес-планов развития предприятий на прогнозный период (например, 2013 год). Поэтому подготовленный в данной статье материал представляет определенный интерес для всех заинтересованных в качественной работе по бизнес-планированию.

Процесс стратегического бизнес-планирования в конкретной организации можно отнести к важнейшим инструментам для привлечения инвестиций. В идеале каждая организация должна иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования этих целей в действия. Бизнес-план также относится к важному инструменту изучения рынка, оценки необходимых инвестиций и затрат, определения показателей развития организации, путей увеличения его доходности. Однако бизнес-планирование само по себе не способно обеспечить успех и процветание. Коллектив организации должен стремиться достичь определенных результатов, заложенных в качественно сформированном бизнес-плане, внедрить нововведения и изменения в организации в достаточной (эффективной) степени.

Разработка бизнес-плана — важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. Принято считать, что наличие бизнес плана является одним из факторов повышения доходности организации, защищает его от неоправданных рисков и помогает решить основные задачи коллектива, в т. ч:

— сформулировать кратко-, среднесрочные и долговременные цели, стратегию и тактику их достижения, определив лиц, ответственных за реализацию такой стратегии;

— определить показатели и выбрать состав производимой продукции (товаров и услуг), оценить производственные затраты по их созданию и реализации;

— установить конкретные направления деятельности организации, целевые рынки и ее место на этих рынках;

— выявить соответствие имеющихся кадров предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

— определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию, сбыту, рекламе и др.;

— оценить финансовое положение и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

— на основе анализа хозяйственной деятельности и экономики отрасли (страны) предусмотреть риски (успехи) при реализации бизнес-плана.

В итоге такая работа позволит создать бизнес-план (спланировать хозяйственную деятельность организации на год (или иной период) в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения финансовых ресурсов (кредитов) для реализации инвестиционного проекта.

Основанием для развития бизнес-планирования в республике является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 "О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций" (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 11 августа 2005 г. № 5/16375), которым определено, что "республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком обеспечивают разработку, утверждение, экспертизу, согласование и реализацию прогнозов развития организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов". Персональная ответственность за отсутствие утвержденных прогнозов развития организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов (согласованных с органами государственного управления) возложена на руководителей этих организаций.

Таким образом, работа по бизнес-планированию не только нужна самой организации, но и находится под строгим контролем. В Республике Беларусь разработан ряд нормативных правовых актов, обеспечивающих современные подходы к разработке бизнес-планов. Важнейшим из них являются Рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и на год, утвержденные постановлением Минэкономики Республики Беларусь 30 октября 2006 г. № 186 с изменениями и дополнениями (далее — Рекомендации № 186).

Рекомендациями № 186 установлены основные подходы к составлению прогнозов развития организаций, выделяются ключевые этапы и последовательность проведения исследований, определяются единые подходы к составу, содержанию и оформлению прогнозов развития, представляемых в соответствии с действующим законодательством на рассмотрение органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь.

При разработке прогноза развития рекомендуется использовать преимущественно методы, характерные для активного прогноза, который исходит из необходимости преодоления негативных тенденций и достижения стратегических целей. Основная задача при определении внутренних и внешних факторов развития организации заключается в реальной оценке производственно-ресурсного потенциала для достижения прогнозных показателей. Основанием для разработки прогноза развития коммерческой организации является приказ руководителя, которым определяются:

— ответственные за разработку прогноза развития, достоверность используемых в расчетах данных, информирование органа управления о ходе разработки и выполнения прогноза развития, своевременность внесения в него необходимых изменений и дополнений;

— механизм взаимодействия между структурными подразделениями организации при разработке бизнес-плана (прогноза) развития, анализе хода его выполнения и внесении в него требуемых изменений и дополнений;

— необходимость привлечения к разработке бизнес-плана развития иных юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) с указанием веских оснований для их привлечения;

— сроки разработки бизнес-

плана развития.

Из опыта известно, что целесообразно создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов организации с предоставлением определенных полномочий, способствующих подготовке взаимоувязанных исходных данных и качеству бизнес-плана.

Общие подходы к подготовке прогноза развития организации:

прогноз составляется с учетом специфики текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации;

каждый раздел формируется на основании достоверных исходных данных, подтвержденных исследованиями и оформленных соответствующими документами;

отдельными приложениями к прогнозу развития оформляются документы, подтверждающие исходные и другие данные, используемые в прогнозе развития;

исходные и выходные данные, заложенные в прогнозе развития, должны быть идентичными на всех этапах его рассмотрения в органах управления.

Прогнозы развития разрабатываются с учетом особенностей и специфики отраслей в соответствии с отраслевыми рекомендациями. В прогнозах развития организации указываются руководители и структурные подразделения, ответственные за достижение доведенных и контролируемых органами управления показателей деятельности этих организаций.

Практика показывает, что контролируемые показатели деятельности организаций вызывают особую сложность при составлении бизнес-плана развития как из-за обязательного включения их в размерах, установленных вышестоящим органом управления, так и при согласовании с контролирующими органами управления в случае конкретных предложений об уменьшении таких целевых показателей по экономическим соображениям организации. Следовательно, от планово-экономических служб требуется веская аргументация по каждому проблемному показателю (например, учет инфляционных ожиданий (рисков).

В соответствии с Рекомендациями № 186 в состав прогноза развития организации входят титульный лист, содержание, описательная часть прогноза развития, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные. На титульном листе указывается сокращенное и полное название организации, организации-разработчика прогноза развития (при необходимости), утверждающие подписи руководителей организации и организации-разработчика, заверенные печатью, согласующая подпись руководителя (его заместителя) органа управления, заверенная печатью, дата утверждения и дата согласования прогноза развития, требования конфиденциальности документа.

Описательная часть прогноза развития организации состоит из следующих основных разделов: резюме; оценка текущего состояния организации; определение факторов и условий эффективного развития организации; обоснование целей и задач, определение важнейших направлений, ориентиров и параметров экономического роста; определение мер обеспечения достижения целевых параметров развития; инвестиционный и инновационный планы; энергосбережение; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности. С учетом отраслевой специфики и особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации описательная часть может быть дополнена другими разделами.

Анализ бизнес-планов развития организаций показывает, что при их формировании наиболее часто встречаются такие неточности и ошибки, как:

— на титульном листе бизнес-плана развития организации отсутствует запись "согласовано", а утверждающие и согласующие подписи руководителей не заверены печатью, также не проставлены даты;

— в 95 случаях из 100 в бизнес-планах отсутствуют требования конфиденциальности документа;

— к разработке бизнес-планов допускаются сторонние организации с недостаточным опытом работы по бизнес-планированию.

И еще. В разделе "Резюме" обобщаются основные выводы и результаты по разделам прогноза развития, и данный раздел составляется на завершающем этапе разработки (а не в начале работы), когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. В этом разделе целесообразно заострить внимание на эффективности развития организации, реализующих инвестиционные проекты (если таковые имеются). Особенно это важно для организации, претендующей на государственную или кредитную поддержку.

Практика показывает, что при формировании раздела "Оценка текущего состояния организации" разработчики не указывают выводы о необходимости модернизации производства, реализации инвестиционных мероприятий и проектов, а также раздел зачастую содержит подробную, но ненужную информацию о ходе протекания отдельных технологических процессов. Основным недостатком при формировании бизнес-планов развития организации по данному разделу является то, что зачастую отсутствуют описание отрасли и роли (места) в ней данной организации; анализ финансово-хозяйственной деятельности организации за предшествующие 3–5 лет и ее влияние на планируемый период.

В бизнес-плане развития организации следует уделить внимание энергосбережению, мероприятиям по снижению себестоимости продукции и повышению ее качества. Расчеты прогноза развития оформляются по макетам таблиц в соответствии с Рекомендациями. Состав таблиц может быть дополнен с учетом отраслевых особенностей.

В целом состав основных показателей прогноза развития организации определяется основными показателями социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные пять лет и показателями, доводимыми и контролируемыми в установленном порядке органами управления.

Разработанный бизнес-план является не только руководством к действию, но и может служить реальной основой для получения государственной поддержки и льгот. В то же время качество и эффективная реализация бизнес-плана развития организации, произведенные долгосрочные расчеты, способность бизнес-плана отражать реальную картину развития организации зависит не только от профессионализма разработчиков, уровня руководства и рабочего энтузиазма коллектива, но и от социально-экономических факторов: реальной инфляции, роста цен на сырье, спроса и предложения на рынках, проводимой валютно-кредитной политики на макроуровне и др. Поэтому со стороны специалистов организаций, разработчиков или консалтинговых фирм требуется не только руководствоваться Рекомендациями, но и проявлять творческий подход при разработке бизнес-планов, тщательно подходить к сбору исходной информации и прогнозированию производственной деятельности организации.

По мере реализации бизнес-плана с целью всестороннего анализа экономических и финансовых показателей, а также выработки и принятия мер, направленных на обеспечение эффективности развития организации, финансово-экономическая часть бизнес-плана при условии изменения экономической ситуации, в том числе инфляция, сужение рынков сбыта, изменение налоговой политики, а также иных факторов, может уточняться (пересчитываться).

Практика показывает, что при формировании бизнес-планов организации-разработчики повторяют одни и те же ошибки. Самой распространенной является попытка применить иностранную методологию, которая не адаптирована к особенностям отечественной деловой среды. Однако разные виды бизнеса требуют отражения в бизнес-планах различной информации (например, строительство, производство цемента, нерудных материалов, бытовые услуги, медицина, туризм и др.), поэтому не может быть универсального бизнес-плана и единой стандартной его формы.

Из практики известно, что важнейшим подразделом бизнес-плана является "Анализ рынков сбыта и стратегия маркетинга", а в стратегии маркетинга важнейшим подразделом является ценовая политика и особенно планируемый уровень рентабельности производства продукции (товаров, работ и услуг). Так, при формировании базовых цен с низким уровнем рентабельности (до 10 %) реализаторы инвестиционного проекта столкнутся с проблемой дефицита собственных ресурсов. Опыт показывает, что при уровне рентабельности производства от 25 % организация может решать инвестиционные вопросы и поддерживать достойные условия развития коллектива. Если организация вынуждена работать по ценам, административно регулируемым, целесообразно их влияние на финансово-хозяйственные результаты.

В целом разработчикам бизнес-планов развития организации следует включать в разделы бизнес-планов все, что они считают нужным и полезным, понимая, что государственный стандарт ни для формы бизнес-плана развития организации (реализации инвестиционного проекта), ни для содержания его разделов не разработан. Еще более правильным будет обучение на семинаре, в котором принимают участие профессиональные специалисты, участвовашие в разработке нормативных правовых актов в области бизнес-планирования.

Светлана Свиридова, экономист

Всего просмотров: 16 932
Опубликованно: 22.01.2013