Путь, выбранный свыше


Версия для печати

О таких людях говорят: "Человек на своем месте…", "Профессионал от Бога"… Итак, знакомьтесь — Рышард Брониславович Кацынель, заслуженный строитель Беларуси, главный инженер УП "Институт Гродногражданпроект", вдохновитель и автор многих масштабных проектов, к тому же истинный патриот и философ по жизни. В этом году ему исполнилось семьдесят... О непростой судьбе, любимой профессии, родном Гродно (который он ласково называет "наш замечательный древний и новый город-музей") рассказывает сам юбиляр.

"Родился я летом 1942 года, когда нашу землю вовсю бомбили немецкие войска. Рос на хуторе близ г. Гродно: рядом живописный лес, утопающий в зелени пруд, пасека. Эти чудесные картинки всю жизнь стоят у меня перед глазами. Сегодня я точно знаю, что сентиментализм в моей душе поселился с тех времен. Я — дитя природы, — рассказывает Рышард Брониславович. — Мой отец хоть и был простым крестьянином, но слыл весьма образованным человеком: любил хорошую литературу и музыку. У нас дома было много польских книг: Элизы Ожешко, Генриха Сенкевича, Адама Мицкевича и др., а также имелись разнообразные музыкальные инструменты, в том числе небольшой орган".

Любовь к эстетике Бронислав Кацынель привил своему старшему сыну, который уже с малых лет осознал главную истину: "ученье — свет". Уже в три года мальчик хорошо знал польский алфавит, а в шесть — освоил по инициативе отца наряду с польским русский и белорусский языки.

Учеба Рышарду давалась легко, он неоднократно был победителем республиканских олимпиад по математике, поэтому после окончания школы в Индуре двери многих учебных заведений для него были открыты… Но тот факт, что парень из деревни хочет уехать в столицу и поступить в вуз, для многих был в диковинку.

"А кто же будет в колхозе работать?..", — говорили тогда представители местной власти. Да и мама нашего собеседника не могла смириться с мыслью, что ее первенец покинет родное гнездышко.

"Никогда не забуду, как она догоняла тронувшийся с пути поезд, в котором я уезжал в Минск. "Не пущу… Ни за что не пущу!" — кричала она сквозь слезы вслед стремительно убегающему составу", — вспоминает с грустью Рышард Брониславович. — "Знала бы, кого не хотела отпускать в свет", — говорят сегодня те, кому я рассказываю эту историю".

Но юношу было не остановить: он четко решил, что будет строителем.

"Почему именно эта профессия? — говорит юбиляр. — Оглядываясь назад, я все больше убеждаюсь: все было сделано правильно, и, скорее, не мной, а кем-то свыше. Хотя многие считают, что они сами хозяева своей судьбы". Видимо, прекрасные и величественные виды костелов в Гродно, которые я любил разглядывать еще в детстве, оставили в сознании след".

Рышард Кацынель блестяще сдал вступительные экзамены и поступил на строительный факультет БПИ (ныне БНТУ). И тут закрутилось: сопромат, теоретическая механика, геодезия и другие дисциплины, которые многим давались с трудом, а он "щелкал как орешки", с жадностью впитывая в себя все новые и новые знания. Его преподавателями были доктор архитектуры, профессор В. А. Чантурия, доценты А. Ф. Анищенко, И. Л. Хаютин и др., которые уже тогда отмечали нерядовое инженерное мышление своего ученика. В институте наш собеседник прекрасно учился, участвовал в научно-исследовательских работах на многих кафедрах, был активистом общественной жизни, пел все годы в студенческом хоре. Самое интересное, что отличник-Кацынель не состоял в комсомоле, что на то время было нонсенсом. И только на четвертом курсе его "убедили" вступить в его ряды.

Годы учебы пролетели быстро… После окончания института перед способным студентом, которому пророчили блестящую карьеру ученого, были открыты двери многих престижных столичных учреждений. Но, как признался сам Рышард Брониславович, он тогда был на распутье. "Куда пойти?" — прокручивался в голове один и тот же вопрос при многообразии возможностей. Ответ нашелся, и, как оказалось, самый верный. Но тогда это решение многих просто повергло в шок…

"Помог мне определиться с выбором все тот же любимый И. Л. Хаютин, который сказал: "У тебя блестящая теоретическая подготовка, но не хватает производственного опыта, поэтому поработай на стройке, потом в проектном институте, и тогда цены тебе не будет". Так я и сделал, написав в институте заявление с просьбой направить меня мастером в одно из строительных управлений г. Гродно", — вспоминает наш собеседник.

Молодой трудолюбивый специалист сразу зарекомендовал себя на новом месте работы: через полгода его назначили старшим прорабом, а спустя три года — главным инженером СУ.

С 1967 г. начинается профессиональная биография Рышарда Брониславовича в УП "Институт Гродногражданпроект" (тогда "Гродненский филиал Белгоспроекта"), а с 1973 г. уже в должности главного инженера института. За 39 лет через руки главного инженера прошли многие градостроительные проекты. Только в Гродно их более сотни: реконструированы физкультурно-оздоровительный комплекс "Аквацентр", парк им. Э. Жилибера, Ледовый дворец, транспортная развязка по пр. Космонав-тов, завершение транспортной схемы г. Гродно и др. Не остались без внимания памятники архитектуры: Борисоглебская (Коложская) церковь — памятник архитектуры XII — XIX веков, сам поселок и дворцовый комплекс в г. п. Мир, др.

"Интересным был проект по строительству городка Рось Волковысского района. Он возводился по новым нормам (в т. ч. немецким) и под пристальным вниманием немецких специалистов. Но гродненские строители справились с поставленной задачей на "ура", и сегодня объект признан зарубежными коллегами лучшим из 48 городков на территории СССР, финансируемых по программе вывода советских войск из ГДР. Городок получил Государственную премию Беларуси, серебряную медаль Международной академии архитектуры и занесен в энциклопедию достижений мировой архитектуры", — рассказывает главный инженер института.

Следует сказать, что наш собеседник всегда находился в "инженерном" поиске. "Раньше я много ездил за границу, исколесил чуть ли не весь СССР, участвовал в различных конференциях и семинарах. И всегда обращал внимание на инженерные "новинки" своих коллег, многие из которых старался применить на белорусской земле, — говорит он. — Так, впервые в Беларуси нами был применен безростверковый свайный фундамент, на котором сегодня в Гродно стоит целый микрорайон. Эту идею я подсмотрел в г. Калинине. Впервые в СССР за 10 лет до выхода соответствующих норм нами было внедрено динамическое зонирование при расчете свай".

К слову, сегодня УП "Институт Гродногражданпроект" — единственный в Беларуси проектный институт, который оказывает комплексные инжиниринговые услуги.

Случались в трудовой биографии главного инженера и чудеса."Хотите верьте, хотите нет, но в жизни есть вещи, которые порой просто невозможно объяснить", — подчеркивает Рышард Брониславович и рассказывает удивительную историю…

"Многие, кто был в Гродно, знают старый мост через р. Неман, реконструкцией которого руководил институт. Месяцы плодотворной работы, часы совещаний и незамедлительных инженерных решений…

И вот наконец объект близок к завершению: смонтированы опорные фермы, приготовлено все к опусканию конструкции моста на них — и сооружение почти готово. Перед реконструкцией проект успешно прошел экспертизу, а до того научно-исследовательский институт провел подробное обследование всего объекта. И вдруг ночью мне снится страшный сон, что разваливается опора, и мост обрушивается на меня. Я понял: это некий знак. Утром влетел в кабинет, позвал автора проекта и спросил, не передал ли он на край опоры нагрузку, проверил ли ее на срез… И оказалось после проверки, что сама опора (еще 1908 г.) внутри была полой: там находились минные колодцы, в которые раньше закладывалась взрывчатка, чтобы в случае военной угрозы остановить противника, — рассказывает Р. Б. Кацынель. — Молниеносно были остановлены работы по опусканию моста и усилены опоры. А ведь могла бы случиться страшная трагедия…"

Впечатляющий случай произошел с другим объектом — 16-этажной гостиницей "Гродно", которая также могла рухнуть на третий год своей жизни. Но в нужный момент на третий (технический) этаж, где проходят коммуникации здания, зашел по своим рабочим делам слесарь и усмотрел сквозь тусклый свет на одной из железобетонных колон трещину. "Тут же директор гостиницы позвонил мне" — говорит юбиляр.

"Услышав это, я незамедлительно примчался на объект. И когда увидел, что железобетонная колона стремительно расходится вдоль, как колода дерева, а не на косую (как это бывает у бетона), понял, что реагировать нужно молниеносно, ведь на кону жизни многих людей, — вспоминает наш собеседник. — Еще бы минут тридцать, и мы бы не успели. Как оказалась, колонна была сделана некачественно: внутри плоские каркасы не были связаны хомутами".

Жаль, что размер статьи не позволяет полностью передать энтузиазм, запал и неиссякаемую энергию главного инженера УП "Институт Гродногражданпроект". "За кадром" осталась странички истории города-музея Гродно, не названы многие объекты… Вот такой он, паренек из деревни, который мог бы и не стать тем, кем стал, и не сделать того, что сделал.

"В жизни мне очень повезло, ведь я встретил много выдающихся и умнейших людей, указавших мне верную дорогу. У меня были замечательные родители, которые вложили в своего первенца все самое лучшее. Я безмерно счастлив, что большую часть своей жизни работаю плечом к плечу с настоящими профессионалами в одном из лучших проектных институтов республики. А пятьдесят процентов моего успеха — заслуга любимой супруги, с которой мы воспитали двух замечательных детей, — резюмировал Рышард Брониславович. — Конечно этот путь непростой, но он мой... Я это точно теперь знаю".

Всего просмотров: 6 910
Опубликованно: 11.09.2012