Технический кодекс установившейся практики ТКП «Общественные здания и сооружения. Строительные нормы проектирования»


Версия для печати

В конце мая состоялось заседание Технического комитета по стандартизации в области архитектуры и строительства «Проектирование зданий и сооружений» (ТКС 04) при научно-проектно-производственном республиканском унитарном предприятии «Стройтехнорм» (РУП «Стройтехнорм»).

Как рассказал председатель ТКС-04 И. С. Журавлев, одним из пунктов повестки дня стало рассмотрение проекта технического кодекса установившейся практики (ТКП) «Общественные здания и сооружения. Строительные нормы проектирования», призванного заменить действующие с 1989 года строительные нормы и правила «Общественные здания и сооружения» (СНиП 2.08.02-89).

За период своего действия положения СНиПа неоднократно дополнялись и изменялись. Сегодня несмотря на толковую редакцию старый нормативный документ не в состоянии отразить новации в проектировании объектов современного многофункционального уровня. Поэтому, отдавая должное «ветерану» — действующему техническому нормативному акту, актуальность ситуации потребовала разработки нового технического кодекса установившейся практики.

Проект документа подготовлен временным научным коллективом, возглавляемым заведующим кафедрой «Архитектура жилых и общественных зданий» БНТУ, доктором архитектуры, профессором С. А. Сергачевым.

Техническим комитетом проект ТКП рекомендован к передаче в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь для утверждения и ввода в действие.

На заседании также состоялось рассмотрение:

— окончательной редакции проекта Изменений № 5 ТКП 45-2.04-43-2006 «Строительная теплотехника. Строительные нормы проектирования» (докладчик — И. А. Терехова, РУП «Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С. С.»);

— окончательной редакции проекта Изменения № 1 ТКП 45-1.02.157-2009 «Проектная документация для строительства. Типовое проектирование. Состав и порядок разработки» (докладчик — Л. М. Стаховская, РУП «Минсктиппроект»);

— окончательной редакции проекта ТКП «Проектная документация для строительства. Рабочие чертежи типовых строительных конструкций, изделий и узлов. Состав и порядок разработки» (докладчик — Л. М. Стаховская, РУП «Минсктиппроект»).

Разработчик — ТКС 04 «Проектирование зданий и сооружений» при научно-проектно-производственном республиканском унитарном предприятии «Стройтехнорм» (РУП «Стройтехнорм»).

Основной целью разработки данного документа является создание национального технического нормативного правового акта (ТНПА), регламентирующего строительные нормы проектирования общественных зданий и сооружений.

Основные задачи разработки технического кодекса:

— создание ТНПА, устанавливающего общие требования к проектированию общественных зданий и сооружений;

— выработка общих требований по проектированию общественных зданий и сооружений с целью обеспечения экономичности, высокого качества, эксплуатационной надежности и безопасности;

— обеспечение единых нормативных требований.

Но это общие направления работ.

Разрабатывается новый технический кодекс взамен СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», которым проектировщики пользовались длительное время. В среде проектировщиков давно слышны нарекания в том, что этот документ устарел, а то и вовсе можно услышать мнение, что такие документы даже вредны.

И действительно, нет никакой необходимости каким-то нормативным документом диктовать архитекторам, да и вообще проектировщикам какие-то стилистические установки или требования, направленные на формирование самого главного, что определяет успех произведения архитектуры в целом и особенно общественного здания или сооружения, — художественного образа. Предоставляется полная свобода. Документ же необходим, во-первых, в качестве помощника специалисту, приступающему к проектированию общественного здания, так как в нем будут собраны необходимые сведения и названы все ранее утвержденные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации. Во-вторых, этот документ может защищать проектировщика в спорных ситуациях, когда возникают необоснованные требования по части предложенного им планировочного решения или, например, инженерного обеспечения. С помощью документа можно доказать правильность принятых проектных решений.

Основным остается следующее — обеспечить безопасность пребывания людей в общественных зданиях и сооружениях. В связи с этим немало возникает вопросов по доступности учреждений, расположенных в наших общественных зданиях, физически ослабленными людьми. Да и безопасность в целом рассматривать следует шире — это не только опасность пожаров, но и здоровье граждан, сохранность имущества, охрана окружающей среды.

Хотелось бы учесть в нем перспективы использования возможных инновационных технологий и решений, которые вполне могут стать востребованными в будущем. Кто может сегодня точно назвать виды общественных зданий, связанных с информационными технологиями, с получением и обменом информацией? Все впереди и у этой сферы, да и у других направлений общественной жизни. Можно назвать хотя бы торговлю. О супермаркетах или офисных зданиях не так давно мы только в специальной литературе читали, а сейчас они у нас, пожалуй, самые востребованные типы зданий. Поэтому в новый нормативный документ следует включить то, что не станет неожиданным препятствием для того нового, что обязательно придет в нашу действительность.

Но говорить о новом документе еще рано. Надобность в нем есть, но есть и необходимость тщательно продумать некоторые позиции, конкретизировать формулировки. Да и вообще необходимо учесть то обстоятельство, что отношение общества к нормативной документации, в том числе и к форме, в которой она подается, изменилось. Теперь не редкостью стали ситуации, когда спорные вопросы в сфере строительства порой приходится разбирать в судах. Естественно, это требует более точного формулирования тех позиций, терминов и норм в целом, которые когда-то могли трактоваться достаточно вольно.

Кроме того, есть определенный регламент подготовки подобных документов и его необходимо соблюдать, чтобы новый технический кодекс оптимально вошел в структуру всей нормативной документации республики.

С. А. Сергачев, заведующий кафедрой «Архитектура жилых и общественных зданий» БНТУ, доктор архитектуры, профессор

Всего просмотров: 31 012
Опубликованно: 12.08.2013