Два памятника Городенского зодчества


Версия для печати

На Замковой горе в Гродно сохраняются руинированные остатки так называемой Нижней церкви. Ее стены еще поднимаются в среднем на 2,0, а на западе — до 3,5 м, членятся широкими, плоскими со скруглением лопатками, углы здания срезаны, как и внутренние столбы, под 45о. Стены убраны вставками плоских, частью полированных валунов гранита и гнейса, достигающих в поперечнике 1,4 м. Кроме того, сохранились несколько отдельных фрагментов фасадов, украшенных майоликовыми квадратными плитками и поливной чашей. Один из фрагментов характеризует ширину оконного проема, равную 48 см. Большой интерес представляет размерная структура храма. Анализ плана выявил наличие в его разбивке мер византийского происхождения.

Византийскую мерную трость реконструировали на основе найденной в новгородском культурном слое начала XIII века обломка мерной трости с тремя шкалами, попарно связанными между собой отношениями, как сторона и диагональ квадрата и двойного квадрата. Наличие сопряженных шкал направило поиск на выявление собственно византийских мер, примененных в киевской Софии, черниговском Спасо-Преображенском соборе и других постройках, возведенных с участием византийских мастеров. Реконструируя византийскую мерную трость по аналогии с новгородской, необходимо создать три мерные шкалы, также попарно связанные друг с другом, имеющие одинаковый принцип деления, но разные по абсолютным размерам. Отношению длин эталонов в таком случае подчиняются сопоставляемые размеры постройки. Эти длины автор реконструкции И. Шевелев называет "мерная сажень" (М = 192 см) — "локоть" (лМ = 48 см); "филетерийская оргия — сажень" (Ф = 214,8 см) — "локоть" (лФ = 53,7 см); "тмутараканская сажень — парный шаг — простая сажень" (Т = 155,3 см) — "локоть" (лТ = 38,825 см) [1]. Отношения этих величин те же, что и отношения сторон двойного квадрата и его диагонали, то есть чисел 1, 2 и 5. Например, М:Ф = 0,894 = 2: 5; Т:М = 0,809 = 1:( 5 – 1); Т:Ф = 0,723 = 2:(5 – 5).

В системе отношений двойного квадрата располагаются и другие числа: 0,854 = (2 + 2):(2 + 2); 0,691 = 5:( 5 + 1); 0,618 = (5 – 1):2; 0,553 = (5 – 1): 5; 0,528 = 5:(2 + 5); 0,500 = 1:2; 0,472 = 2:(2 + 5); 0,447 = 1: 5; 0,382 = (5 – 1):( 5 + 1); 309 = 1:( 5 + 1); 0,292 = (5 – 1):( 5 + 2); 0,236 = 1:(2 + 5); 0,191 = (5 – 2):( 5 – 1); 0,1055 = (5 – 2): 5; 0,073 = (5 – 2):( 5 + 1); 0,053 = (5 – 2):25. Все они будут проявляться во второстепенных членениях здания, в то время как основной характер ему будет задавать одно из них. В этой системе действует принцип взаимопроникающих подобий — универсальный способ достижения гармонии, известный еще со времен Египта и укрепленный в античности.

План Нижней церкви при осевых промерах дает достаточно устойчивые величины членений, утверждая мнение о последовательности разбивки от средокрестия — вдоль осей. Так, подкупольный прямоугольник, образованный четырьмя центральными столбами, по внешнему очертанию имеет 3М в продольном размере и 3Ф — в поперечном. Внутренний прямоугольник стен до алтарной преграды имеет соответственно 5Ф и 5М. Длина западного фасада — 6М, длина северного (южного) фасада до третьей лопатки включительно — 6Ф. Вся длина церкви с лопаткой на западном фасаде — 12Т. Длина западного фасада (6М) относится к ней числом 0,618, известным как золотое сечение. Этим же числом делятся части южного фасада до оси входа и далее — до восточного края (без абсиды).

Высотные величины храма соотносятся с его ядром, построенным на отношении М к Ф, т. е. 0,894 к 1,000, именно оно задает характер и гармоничность всему зданию:

— в высоте до пола хор повторился один из размеров ядра 3Ф = 644,4 см;

— от уровня хор до светового кольца — уровня четверика — повторяется соответственно 3М = 576 см;

— еще раз повторив размер 3Ф, достигаем замка купола, расположенного на высоте, практически равной также известной нам длине храма 12Т = 1863,6 см.

Взяв от четверика высоту до шлема 3Т = 465,9 см, получаем отметку верха барабана — 1686,3 см, почти равную длине храма без абсиды (1685 см по южному фасаду). Таким образом, церковь без купола и абсиды вписывается в квадрат. Если эту высоту умножить на 0,723, получим опять отметку верха четверика — светового кольца, а умножив на 0,618, получим высоту водометов — верха стен без закомарных скруглений (1686,3х0,618 = 1041,9 см). Эти отметки отделяет расстояние в 3Ф = 644,4 см. В свою очередь, высота до водометов находится с длиной церкви без абсиды в отношении также 0,618, к длине северного (южного) фасада по третью лопатку — 0,809, а к поперечному размеру церкви (взятому по средокрестию 30лТ = 1164,75 см) — в отношении 0,894. Замечательно постоянство отношения 0,618 в основных высотных членениях фасадов: от цоколя (пола) до водометов, от водометов до шлема (верха барабана), от низа шлема до перекладины креста. Это же — от цоколя до низа оконных проемов (3,5Ф = 751,8 см) и от низа проемов до верха четверика — низа барабана (3Т = 465,9 см); высота барабана (3Т) и расстояние от его верха до яблока креста (1,5М = 288 см) также находятся в отношении 1,000 и 0,618.

Итак, определив по плану, что лейтмотивом построения храма является отношение М:Ф = 0,894, и построив на его основе высотные членения интерьера, снаружи получили гармонизацию всех элементов на основе отношений золотого членения.

Итог построения подводит снова отношение 0,894, связывающее общую длину церкви и высоту ее от цоколя до перекладины креста. Половину этой высоты составляет расстояние до упомянутых водометов, а оно, в свою очередь, равно 0,894 высоты от водометов до яблока креста. Можно было бы отметить и многие другие результаты сложения форм храма на основе отношений двойного квадрата, заложенных в его построение, — он весь пронизан ими, вызывая безусловное восхищение гармоничным произведением неизвестного зодчего.

В 40-х годах XII века черниговский князь Всеволод Ольгович, установив с Полоцком дружественные отношения, отправил туда киевскую строительную артель. Уже Большой собор Бельчицкого монастыря, во многом сходный с планом киевской церкви Спаса на Берестове (начало XII в.), благодаря смещению купола на запад, при наличии притворов, создавал центрированную композицию, имевшую, вероятно, большую высоту, как это потом проявилось в церкви на детинце и в смоленской церкви Архангела Михаила (конец XII в.), имевшей аналогичный план. Эффект усиливался применением т. н. пучковых пилястр. Следовательно, динамичность композиции, характерная для киевских храмов начала XII века, здесь была еще усилена. Если представить, что церковь Городенского детинца получила аналогичные притворы, то, с учетом смещения ее главы на запад, можно было бы также говорить о вертикализме композиции. Но этого не произошло, ее отличает горизонтальность построения, о чем свидетельствуют положение и простая профилировка лопаток на северном и южном фасадах. В церкви усилено значение продольной оси и центрального нефа. К 40-м годам XII в. в киевском культурно-политическом ареале уже восторжествовала статическая композиция, такая как в черниговской Борисоглебской церкви (20-е гг. XII в.), церкви Кирилловского монастыря в Киеве (1146 г.), церкви Георгия в Каневе (1140 г.), или в Борисоглебском соборе Смядынского монастыря в Смоленске (1145 г.), а затем и во Владимиро-Волынском Успенском соборе (1156–1160 гг.). Решение объема Городенской княжеской церкви остается в русле киево-черниговского зодчества второй четверти XII в., что объясняется династическими связями Всеволода Давидовича, сидевшего тогда на Замковой горе.

Вторая половина XII — начало XIII вв. ознаменовались стремительным развитием храмового зодчества как в области разработки художественных форм, так и в строительно-техническом отношении. Закончилась эпоха развитых горизонтальных интерьеров. На передний план выходят компактные в плане и высокие храмы, особенно княжеские и монастырские, с артикулированным решением отдельных частей общей композиции теперь главенствуют внешние скульптуризованные объемы с преобладанием вертикальных членений. Самостоятельность проявила, прежде всего, Полоцкая земля, создавшая в середине века такой памятник, как Спасский собор Евфросиньева монастыря. Здесь решались задачи, которые в храмах других русских земель получили развитие только в 80-х годах XII в. Это, безусловно, относится и к Борисоглебской церкви на Коложе в Гродно. Она, возвышаясь на обрывистом берегу Немана невдалеке от Замковой горы, прекрасно воспринималась на излучине реки, как бы паря над ней. На сегодня здесь частично сохранились периметры восточной и западной стен и полностью северная стена на высоту до 9,3 м.

Внутренние размеры плана церкви содержат только одно целое число византийского корня, а именно — ширину подкупольного прямоугольника — 3Ф. Снаружи их два основных: ширина церкви по стенам — 7М и ее длина — 14Т, их отношение выражено числом 0,618 так же, как в церкви на детинце. Срезанные под 45о углы и декор стен — это последнее, что объединяет архитектуру двух храмов. Скругленные пилястры на двухобломных прямых выступах, называемых обычно "пучковыми", выделяют на северном фасаде центральную часть, что сразу относит Борисоглебский храм к типу церквей второй половины XII века, а трактовка его объема сродни Спасскому собору в Полоцке, где переход к вертикализму начинается с дифференциации еще удлиненного объема и формирования ступенчатой башнеобразной его композиции.

Выделение центральной части фасада предполагает большую ее высоту по сравнению с двумя фланкирующими и равными по длине частями, принадлежащими жертвеннику абсиды и нартексу — хорам. В пользу повышения центра свидетельствуют разные уровни окон наоса и хор, высоты входных проемов, из которых северный — выше, а внутри — наличие толстых западных столбов, необходимых для одновременного поддержания хор и стены наоса. На гравюре М. Цюндта 1568 г. Коложская церковь представлена перестроенной, но по-прежнему трехчастной — это те же нартекс, абсиды и центральный наос [2]. За высотное выделение центральной части храма, равно как и за влияние на его генезис архитектуры Полоцка, высказывался еще Н. Щекотихин [3]. Указывая на форму внутренних столбов, другой исследователь памятника — Н. Воронин отмечает "общее стремление к свободе и вертикальной динамике интерьера", характерное для этого времени [4].

Недостающие параметры объема, в отличие от Нижней церкви, теперь определяются исходя из внешних размеров. Необходимо выбрать такой основной размер центральной части храма (высота до водометов), который был бы целочисленным в отношении рассматриваемых нами мер и который находился бы в гармоничных отношениях с основными размерами плана. Такой размер — 6М = 1152 см: в отношении длины храма — 1152:2174,2 = = 0,529 (близко к 0,528); в отношении его ширины — 1152:1344 = 0,857 (близко к 0,854); северного фасада без абсид — 1152:1661,4 = = 0,693 (близко к 0,691). Эта высота оптимальна и к уровню окон, расположенных, конечно же, выше сохранившейся кладки стены в ближайшем от абсиды прясле, отношение здесь получается 833:1152 = 0,723. Что касается окон хоров, расположенных над нартексом, то их уровень сохранился, он ниже — на высоте 712 см от цоколя (пола), что по аналогии с наосом, в отношении 0,723 к уровню водометов, дает высоту до них 712:0,723 = = 984 см = 20,5 лМ. Высота до водометов является подходящей для сопряжения с закомарами повышенного наоса (что хорошо видно на западном фасаде) и относится к уровню его водометов — 984:1152 = 0,854, а к ширине западного фасада с угловыми лопатками — 984:1360 (1358,875 = 35лТ) = 0,723. Здесь также можно заметить, что силуэт наоса с кровлями вписывается в квадрат.

При наличии сопряженных с барабаном переходных арок (как у Спасского собора) над кубической частью формируется целостная структура без выделения четверика, тем самым повышается значение уровня верха барабана — начала шлемовидного завершения храма. Отложив от уровня водометов наоса величину, равную 6Т, получим отношение 6М:6Т = 0,809, а уровень водометов пониженной части относится к верху барабана — 984:2083,8 = 0,472. Далее все естественно: 6Мх2 = 1152х2 = 2304 см — верх купола; сумма 6М + 6Ф = 1152 + 1288,8 = 2440,8 см дает отметку перекладины креста, к которой 6М = 1152 см относится числом 0,472, а отметка верха барабана 2083,8 см — числом 0,854. К этому добавим, что в сформировавшейся симметрии масс по северному фасаду высота стен абсид назначается такой же, как нартекса — хоров по другую сторону наоса. В целом, здесь горизонтальная протяженность объема еще сдерживает его вертикальное развитие, и зодчий находит нужный баланс, уравновешивая эти два направления.

Вернувшись в интерьер, обнаруживаем, что правильность построения фасадов подтверждается гармоничностью развития внутреннего пространства: высоты от пола до уровня хор — 4Т = 621,2 см, от хоров до светового кольца — 4М = 768 см и от светового кольца до замка купола — 4Ф = 859,2 см. Здесь встретились все три размерные шкалы, отношения между которыми уже приводились выше, а расстояние от пола до светового кольца 1389,2 см относится к оставшейся высоте до купола 859,2 см, как 1,618 к 1,000. Это — золотое отношение.

На плане и западном фасаде обмеров 1852 года есть уширение южной лопатки с окошком, что указывает на устройство звонницы [5]. Ее высота с "голгофой" до креста относится к пьедесталу числом 0,382, высота до начала крыши делит звонницу в отношении 1,000 и 0,447, а высоты от цоколя до водометов объемов нартекса — хоров и наоса — относятся к отметке ее крыши числами 0,691 и 0,809.

Такова, в общих чертах, концепция построения этого храма, показывающая трансформацию стиля и ее замечательный итог в Городенском зодчестве XII века, начиная от первой монументальной постройки на Замковой горе. Продолжением обозначенной тенденции следует считать церковь Василия в Овруче, построенную уже на Киевской земле, но также украшенную вложенными в нее шлифованными камнями. Близка ей по плану и церковь Апостолов в Белгороде, где археологи нашли поливные плитки с фасадов. Восстановленная в первоначальных формах церковь Пятницы в Чернигове (1211 г.) — следующий шаг в воплощении высотного центризма на основе компактного, теперь уже четырехстолпного плана без нартекса, где повторен редкий, но характерный для Городена прием "среза" внешних углов под 45о, а также устроены ходы в стенах. Все три памятника объединяет общность "почерка" зодчего и особенности, которые есть только в Городенской школе зодчества. Им был Петр Милонег, отмеченный в летописи хвалебными словами и тем, что он был "в приятелях" у князя Рюрика Ростиславича, по заказу которого возведены упомянутые церкви [6]. Борисоглебская церковь в Городене, возможно, его первая работа, отсюда круглые столбы, которыми он мог вдохновиться в Византии, где с IX века стали окончательно доминировать крестово-купольные храмы при возрастании роли классического наследия. Ранним из сохранившихся памятников этого типа является Северная церковь монастыря Липса в Константинополе (начало X в.). Здесь абсолютная центричность наоса обеспечивается четырьмя колоннами (вместо прямоугольных столбов или стен), служащими опорами центральных арок, хоры остаются лишь над нартексом, интерьер приобретает как будто бы зальный характер. Храм на четырех подкупольных колоннах стал воплощением богословской мысли о "земном небе" — освобожденное вертикальное развитие архитектурного организма объединило верующих, заполнивших пространство внизу с евангельскими и библейскими персонажами, обозначенными на арках и сводах [7]. И хотя в Коложском храме центральные опоры не так изящны, их форма и общая организация наоса свидетельствуют о явно выраженных наследственных признаках в решении внутреннего пространства.

Владимир Бачков, архитектор

1. Шевелев, И. Ш. Формообразование. — Кострома, 1995. — 144 с.

2. Борисовская, Н. А. Старинные гравированные карты и планы. — М., 1992. — 37 с.

3. Шчакацiхiн, М. Нарысы з гiсторыi беларускага мастацтва. — Менск, 1928, 1993. — 124 с.

4. Воронин, Н. Н. Древнее Гродно. — М., 1954. — С. 101, 140.

5. Трусов, И. Г. Православные храмы Гродно. — Минск – Гродно, 2008. — 54 с.

6. Рапапорт, П. А. Петр Мiланег — гродзенскi дойлiд XII стагоддзя. В сб. "Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi. — 1987. — № 4. — С. 22.

7. Комеч, А. И. Храм на четырех колоннах и его значение в истории византийской архитектуры. В сб. "Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа". — М., 1973. — С. 72–75.

Всего просмотров: 6 240
Опубликованно: 14.02.2012