К вопросу о совершенствовании деятельности в строительной отрасли


Версия для печати

Подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в строительной отрасли и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». Ответственная миссия стратегического документа определила масштабную аналитическую работу разработчиков и экспертов. Своим мнением об отдельных положениях редакции указа с читателями «РСГ» поделился заслуженный строитель Беларуси, председатель правления Союза Строителей Николай Трофимович Шеремет.

Как известно, целью деятельности любого общества является производство материальных и нематериальных благ для удовлетворения потребностей людей, что невозможно без строительной отрасли — создателя производственных и непроизводственных основных фондов. В свою очередь строительный комплекс имеет ключевое значение для развития целого ряда смежных отраслей: производства стройматериалов, транспорта, социальной сферы и др. Поэтому можно утверждать, что основная роль строительной отрасли заключается в создании условий для поступательного развития всей экономики страны — недаром строительство зачастую называют ее локомотивом. Этим объясняется большое внимание, которое уделяется вопросам совершенствования отечественного стройкомплекса на самом высоком уровне.

Проект Указа направлен на совершенствование порядка осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также управления строительной отраслью. Тем важнее становится отработка каждого пункта документа.

Правление Союза Строителей Беларуси, рассмотрев редакцию документа, сформулировало некоторые замечания и предложения. В частности, обращено внимание, что пункт 2.8 исключает возможность параллельного проектирования и строительства объектов, что на сегодняшний день достаточно широко применяется при строительстве жилья по типовым проектам. Актив профессионального объединения полагает, что введение категорического запрета с 1 января 2014 года может парализовать работу домостроительных предприятий, поскольку на сегодняшний день запас готовой проектной документации практически отсутствует. «Очевидно, что разработать за оставшиеся месяцы этого года необходимый объем ПСД (даже по типовым сериям домов) просто невозможно», — прокомментировал Н. Т. Шеремет. В связи с этим, во избежание остановки работы строительных предприятий, предлагается отсрочить вступление в силу данного пункта с учетом реальных сроков, необходимых для разработки проектов.

Аналогичное предложение правление Союза вносит и в отношении пункта 2.11, в котором указано, что ввод в эксплуатацию магистральной и распределительной инженерной инфраструктуры должен быть завершен до приемки в эксплуатацию объекта строительства. «Жизненные реалии таковы, что сооружение магистральной инженерной инфраструктуры, к сожалению, также значительно отстает от строительства объектов, — отметил собеседник. — Поэтому полагаем, что несколько преждевременно вводить в действие с 1 января будущего года пункты 2.8 и 2.11. На наш взгляд, необходим более длительный переходный период, в течение которого заказчики/застройщики смогут «догнать» сооружение инженерных сетей и разработку ПСД до нужного уровня, не снижая при этом объемов и темпов строительства жилья».

Подпункт 2.12 пункта 2 («при приемке в эксплуатацию объектов строительства соответствие таких объектов проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности подтверждается органами государственного пожарного надзора путем выдачи в пределах их компетенции заключения. При этом представители органа государственного пожарного надзора в состав приемочных комиссий не включаются») предлагается исключить, так как его содержание противоречит нормативным правовым актам, регламентирующим порядок приемки объектов в строительство.

То же касается подпункта 2.13 пункта 2, предусматривающего обязанность заказчика зарезервировать 3 % от стоимости строительных работ, перечислив их на специальный счет для обеспечения устранения подрядчиком некачественных работ в период гарантийного срока эксплуатации объекта. По мнению членов правления Союза Строителей, это негативно скажется на финансовом состоянии подрядной организации. «Практически постоянно подрядные организации работают в условиях высокого уровня дебиторской задолженности за выполненные СМР, — пояснил Николай Трофимович. — При резервировании средств на специальных счетах заказчика/застройщика у подрядной организации возникнет необоснованная дебиторская задолженность на длительный период времени, а в целом по стране она и вовсе составит внушительную сумму. Прописная истина для любого предпринимателя — деньги должны работать. Однако если пункт 2.13 будет принят в предложенной редакции, то значительные денежные средства просто замрут на счетах банков, не принося пользы ни строительным предприятиям, ни экономике страны в целом. Кроме того, современное законодательство и без того предусматривает значительное количество рычагов, в том числе штрафные санкции и неустойки, которые заставляют подрядчиков своевременно устранять недостатки, выявленные в течение гарантийных сроков».

Исключить предлагается и пункты 5-16, где предусматривается дополнительная ответственность подрядчика и иных участников строительства. И это объяснимо: она уже исчерпывающе определена в Гражданском кодексе, договорах подряда и других нормативных документах. «Возможно, — полагает председатель правления Союза, — соответствующие пункты целесообразнее внести именно в правовые акты и нормативные документы, такие как Кодекс об административных нарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь и т. п.».

В подпункте 17.1 Указа часть вторую пункта 4 Положения о порядке формирования, утверждения Государственной инновационной программы и отчетности о ее выполнении после слов «в пределах нормативного срока строительства, предусмотренного проектной документацией или актами законодательства» предлагается дополнить следующим: «при условии обеспечения равномерного и полного финансирования объекта строительства».

Есть и другие предложения. Поэтому, ввиду значимости проекта Указа для строительной отрасли, предлагается обсудить его с участием руководителей строительных организаций — представителей Минска и областей — за круглым столом или в ходе согласительного совещания.

Всего просмотров: 5 289
Опубликованно: 21.10.2013