Коложская церковь — "душа" Беларуси


Версия для печати

Памятник православной архитектуры XII в. Свято-Борисо-Глебская церковь в Гродно — уникальная "жемчужина" белорусской культуры. У нее нет прямых аналогов ни в древнерусском, ни в балканском зодчестве. Храм на высоком берегу Немана — это одно из пяти полностью или частично сохранившихся архитектурных сооружений домонгольского периода в Беларуси. Сейчас уникальный объект восстанавливается и реставрируется.

Коложские легенды

…Происхождение названия "Коложа" имеет две версии. Первая возникла, исходя из того, что в 1406 г. литовский князь Витовт воевал с Псковским княжеством и пленил жителей города Коложа. Считается, что пленников — коложан — он поселил на Гродненщине, рядом с построенной церковью.

Но есть и другая версия, согласно которой название произошло от слова "коложань" — места выхода на поверхность родников. Коложа расположена как раз на такой благодатной земле. Однако окончательной версии появления названия не существует. Зато достоверно известно, что храм был возведен в честь святых Бориса и Глеба в первой половине XII века.

Следует отметить, что теперешняя Коложа сильно отличается от той, которую построили наши предки. В своем современном виде Свято-Борисово-Глебская церковь представляет следующую картину. Сохранились (без верхних частей) северная половина западной стены, северная стена, апсиды жертвенника и алтаря с их сводами и парой прямоугольных восточных столбов. Из четырех круглых подкупольных столбов сохранилась западная пара, восточная пара была известна по рисункам и установлена раскопками. Третья пара столбов, отделявших западный неф, не сохранилась, но их место определяет положение лопаток.

Кирпичная кладка стен покоилась на фундаменте глубиной 1,5 м из валунного камня средней величины. Камни не были скреплены связующим раствором и лишь пересыпаны землей или песком. Кроме обычного кирпича, в Коложе применен лекальный и фасонный кирпич — со скругленным углом для обломов пилястр, с полукруглой широкой стороной для выкладки профиля арочных проемов окон, со скошенными короткими сторонами (трапециевидный) для угловых лопаток. На кирпиче имеются начертания на длинной стороне. Среди них есть "буквенные" знаки.

В самой общей форме Коложская церковь может быть определена как шестистолпный храм — колонны, переходящие к крестчатому сечению на большой высоте. Эта форма столбов выделяет центральное пространство храма, придавая ему более просторный, "зальный" характер.

В храм вводят три двери с арочным верхом, очень вытянутые по своим пропорциям. В верхней части стен располагались узкие окна с арочными перемычкам. Здесь их по два в каждом из угловых делений фасада.

Наиболее яркой и своеобразной чертой Коложской церкви является обработка ее фасадов. Они членятся плоскими трехуступчатыми лопатками, схожими с пучковыми пилястрами смоленского храма Михаила архангела, Троицкого собора в Пскове, церкви Пятницы в Чернигове и ряда других памятников конца XII в. Однако выступающий элемент лопатки в Коложской церкви является не полуколонкой, но плоской тягой со скругленными углами. На фасадах апсид никаких тяг нет, но арки их окон были украшены нарядным профилем из лекального кирпича. Вся поверхность стен вплоть до узких срезов угловых лопаток, средних тяг пилястр и простенков меж окнами убрана с необычайной роскошью вставками полированных и необработанных плоских валунов и майоликовых плиток коричневого, зеленого и желтого тонов. Камень использован двух пород — это граниты и гнейсы разнообразных оттенков, строго подобранных в определенной гамме тонов — коричневых, красных, темно-малиновых, серовато-зеленых и оливковых. Крупные камни сосредоточены в нижних частях стен и около входов, выше они мельче; также мелкие камни подобраны для узких плоскостей лопаток.

На северном фасаде дважды изображен крест на ступенчатой "голгофе". В размещении крестов и камней наблюдается известная симметрия, но зодчие-декораторы не придерживаются ее строго, внося определенный дух живописности и свободы в систему убранства в целом. Эта черта декора Коложской церкви роднит его с народным искусством вышивки. Основной красный фон кирпичной кладки со сравнительно широкими белыми швами не был закрыт побелкой и образовал великолепное сочетание с полихромией камня и майолики.

На глубине около аршина ниже существующего пола скрывается древний пол, состоящий из квадратных крупных кафельных плит — зеленых, белых и красных, а в строительном мусоре встречены обломки терракотовых плиток с рельефными орнаментами и мелкие квадратные кафельные плитки. Между северными колоннами под древним полом найдено погребение в деревянном гробе и обрывки материи. Под жертвенником обнаружен склеп, сложенный из кирпича более позднего, нежели церковь.

В объятиях Немана

Как известно из исторических материалов, ранее русло Немана в районе Коложской церкви было на 30–40 м южнее. Перед храмом на холме находилась площадка с кладбищем, монастырскими постройками, а рядом с церковью стояла колокольня. Постепенно русло начало смещаться к северу, а вода — подмывать холм. Первое подмывание было зафиксировано еще в 1720 г. А в 1840 г. появилась трещина в стене церкви под главным входом.

Ночью 2 апреля 1853 г. Неман подмыл берег, на котором стоял храм. Южная и половина западной стены распались. В 1897 г. берег реки был укреплен, и достроена нетяжелая деревянная стена взамен упавшей в речку. Как ни прискорбно, и сегодня берег продолжает оседать и угроза обвала храма присутствует.

При инженерных изысканиях выяснилось, что Коложский холм подстерегают не только наводнения, но и оползни. Дело в том, что дождевые, талые воды проникают на южном склоне вглубь и по глинистому ядру скатываются в Неман. По этому слою верх холма тоже может сползти в реку, причем с церковью. УП "Институт "Гродногражданпроект" вместе с кафедрой геотехники в строительстве БНТУ разработали проект по ограждению холма защитной стенкой на буронабивных сваях и укреплению основания церкви и подпорной стены путем инъекции в грунт цементного раствора. В 2003–2005 гг. работы по проекту были сделаны. С северной стороны церкви была проложена система дренажа, перехватывающая потоки воды в грунте и не дающая ей образовывать оползневый слой. В итоге Коложский холм и основание церкви сегодня надежно укреплены, что позволяет вести дальнейшие работы по реставрации и достройке обрушившихся стен храма.

Собирая историю по крупицам

Про проект восстановления уникального памятника архитектуры рассказал научный руководитель проекта, кандидат искусствоведения, доцент архитектурного факультета БНТУ Г. А. Лаврецкий.

Ученый отметил, что проектом предусматривается реставрация аутентичной части церкви с проведением комплекса консервационных работ и воссозданием утраченных фрагментов западного, восточного и полностью утраченного южного фасада с восстановлением стены, которая завершается закомарами — традиционными архитектурными элементами, присущими православным церквям.

По мнению археологов, разрушение храма происходило уже в XII веке. С одной стороны, многочисленные войны между княжествами, походы крестоносцев опустошали окрестности. В этот период, несомненно, Борисо-Глебский храм и монастырь подверглись ограблению. С другой стороны, Коложа много раз спасала горожан. В том, что храм выполнял функции оборонительного сооружения, убеждают особенности его архитектуры: окна, открывавшие обзор окрестностей, расположенные высоко от земли; галерея, идущая наверху внутри здания; узкие закрытые ходы в алтарной части.

Разрушенные элементы здания периодически восстанавливались в традициях и технике новых столетий.

"Попытки восстановить первообраз церкви, все ее графические реконструкции носят характер домысливания, то есть следования канонам православного храмостроения, привлечения исторических, литературных архивных, иконографических источников", — подчеркнул Г. А. Лаврецкий.

Вновь возводимая стена южного фасада будет иметь позакомарное завершение (четыре полукружия наружной стены соединятся с элементами кровли). Эти архитектурные детали присущи православным церквям византийского типа. Северная аутентичная стена реставрируется. Ее высотная отметка останется на прежнем уровне. Также воссоздаются по образу и подобию существующих стен разрушенные части западного и восточного фасадов.

"По какому принципу и по какой программе распределены поливные керамические вставки в существующих стенах, — нам неизвестно. Поэтому декорирование вновь возводимых стен будет производиться весьма тактично, — объяснил Г. А. Лаврецкий. — Этот принцип также относится и к вмуровыванию валунов и голосников. Крышу, покрытую медными листами, увенчает восьмиугольный барабан с куполом, выполненный из деревянных конструкций. Пол предполагается сделать из керамической ангибированной плитки индивидуального изготовления. Он проектируется с подогревом, потому как навешивать отопительные приборы на стены недопустимо, а температура воздуха внутри помещения должна быть комфортной. Существенной деталью интерьера станут воссозданные по трем сторонам галереи и потолочный свод центрального нефа из арок деревянных клееных конструкций".

Несомненно, восстановление Коложской церкви — важное и ответственное дело. Ведь именно от нас зависит, увидят ли наши потомки этот уникальный архитектурный памятник, смогут ли прикоснуться к "душе" Беларуси.

Интересный факт

Одной из святынь храма была чудотворная Коложская икона Богородицы. Ее носил на себе один попрошайка. Перед смертью он пожертвовал икону храму и пожелал быть погребенным на паперти. В период Первой мировой войны икона была эвакуирована в Минск, где и потерялась. Сегодня в церкви присутствует вышитая копия чудотворной иконы.

Всего просмотров: 11 530
Опубликованно: 22.08.2011