Музейная педагогика


Версия для печати

71 год назад началась Великая Отечественная война. Она стала самой страшной трагедией 20-го века, но, вместе с тем, и самым ярким примером патриотизма. Белорусы, россияне, украинцы, представители народов Кавказа и самых отдаленных уголков некогда великого СССР сражались вместе, гибли, выбывали из строя, но твердо несли своими подвигами знамя победы. И по сей день история той страшной войны служит одним из главных ориентиров для педагогов в деле патриотического воспитания молодежи.

В нынешнем году ровно 25 лет исполняется музею боевой славы партизанского отряда Градова (Героя Советского Союза С. А. Ваупшасова), который работает при учреждении образования "Минский государственный профессионально-технический колледж строительства и коммунального хозяйства". За все годы существования этого "хранилища памяти" через музей прошло не одно поколение подростков, некоторые в роли простых туристов-посетителей, другие как исследователи, следопыты или экскурсоводы. Без сомнения, сотни учащихся колледжа посетили музей, участвовали в его работе.

— Сегодня, как и 25 лет назад, наш музей выполняет самую главную возложенную на него задачу — гражданско-патриотическое и идеологическое воспитание молодежи, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе УЗ "Минский государственный профессионально-технический колледж строительства и коммунального хозяйства" Татьяна Анатольевна Заливчая. — Беларусь — партизанская страна. Наш народ очень сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Вряд ли найдутся у нас семьи, в которых хотя бы один человек не воевал в Красной армии или партизанском отряде, не был бы в плену или на принудительных работах. Наше поколение, детей 1960-х годов, было воспитано на этом патриотизме. И сегодняшние подростки, которые учатся в нашем колледже, воспитываются на примере тех событий и героических подвигов наших соотечественников. И все это благодаря музею.

Как пополнялась эта историческая копилка?

У истоков создания музея стояла бывшая преподавательница истории тогда еще Минского государственного профессионально-технического училища № 23 монтажных и специальных строительных работ Вера Иосифовна Юша. Она была настоящим мастером своего дела, патриотом и начала грандиозную работу по накоплению экспонатов музея, организации экспозиции.

Это накопление шло практическим путем. Начиная с 1987 года учащиеся колледжа под руководством мастера производственного обучения, в настоящее время депутата Палаты Представителей Н. Н. Дубовика, выбирались в многодневные походы по местам, связанным с жизнью и деятельностью Героя Советского Союза Станислава Алексеевича Ваупшасова (псевдоним во время ВОВ — Градов). Ребята побывали в Литве на родине легендарного разведчика, были в Налибокской пуще, где он руководил подпольем Западной Беларуси в 1921–1925 годах. Прошлись они и по Подмосковью, где в 1941–1942 годах держала оборону Москвы Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД. В ее рядах был сам Ваупшасов и будущие бойцы его партизанского отряда.

Участники кружка "Поиск", который также действует при колледже, повторили маршрут, которым шел отряд Градова в тыл врага в 1942 году, прошли по партизанской зоне на юге Минской области, где дольше всего базировался этот отряд.

Неоценимую помощь в создании экспозиции музея оказали бойцы-градовцы (так называли себя те, кто сражался в отряде Ваупшасова). В колледже организовывались встречи учащихся с ветеранами. Ребята и в наши дни посещают свидетелей той страшной войны на дому. Раньше, когда еще были живы бойцы отряда (сегодня в живых остался лишь один — Владимир Иосифович Коско), и им позволяло это делать здоровье, музей проводил совместные поездки в партизанские края, беседы в узком кругу. В результате музей пополнялся фотографиями, документами, фонотекой воспоминаний ветеранов. Сотрудники музея и учащиеся, которые участвовали в его работе в разные годы, вели активную переписку с ветеранами из Москвы, Тулы, Челябинска, Самарканда, Уссурийска, Харькова, Еревана, Кисловодска и многих наших белорусских городов и сел. И каждое письмо становилось отдельным, ранее неизвестным, эпизодом, вписанным в историю войны. Все эти письма и поныне хранятся в музее. Самые бесценные же экземпляры эпистолярного жанра — письма и весточки с фронта. Значительный вклад в создание музея внесла семья С. А. Ваупшасова, проживавшая в 80-ые годы прошлого века в Москве. Личные вещи командира, газетные статьи, книги, копия партизанского боевого журнала нашли прописку в музее боевой славы партизанского отряда Градова.

Достойное занятие молодежи

Удивительно то, что учащиеся колледжа сами принимают участие в формировании фондов и работе музея. В большинстве случаев такие "кружки" при школах и колледжах остаются заботой и детищем лишь преподавателей истории и нескольких краеведов-любителей. Музей же в Минском государственном профессионально-техническом колледже строительства и коммунального хозяйства — плод труда не только талантливых руководителей, но и сотен молодых людей, обучающихся в стенах заведения.

Сейчас руководитель музея и кружка при нем — Наталья Леонидовна Досова. Она преподаватель истории. Занимается непосредственно музеем, ведет документацию, меняет экспонаты совместно с детьми. В музее есть и свои "внештатные" экскурсоводы — учащиеся колледжа.

— Наталья Леонидовна разрабатывает экскурсии, отбирает самых смелых ребят, способных интересно вести повествование, с хорошими ораторскими способностями, — продолжает Татьяна Анатольевна Заливчая. — Так в нашем музее появляются свои экскурсоводы, преимущественно юноши.

И вправду, в кружке "Поиск", который действует при музее, собрались лишь молодые люди, ведь им приходится ходить в экспедиции по партизанским тропам. У музея две площадки. Одна находится в самом колледже в городе Минске на улице Ваупшасова, 19, вторая — на границе Пуховичского и Слуцкого районов. Именно там в мае 2009 года состоялось торжественное открытие филиала общественного музея под открытым небом в местах дислокации партизанского отряда Градова.

— Музей пользуется популярностью. К нам приходят школьники едва ли не каждую неделю. И не только из школ Партизанского района, — продолжила Татьяна Анатольевна. — А учреждения системы профтехобразования, все без исключения, приводили к нам своих ребят.

Экспедиции

Руководитель кружка много внимания уделяет работе музея. Кружок "Поиск" участвует во многих экспедициях. Учащиеся колледжа очень заинтересованно и проникновенно относятся к работе музея и кружка, ежегодно ходят в поисковые экспедиции. Первые из них проходили с 1987 по 1989 годы. После распада СССР они приостановились. Но в 2005 году экспедиции по местам боевой славы отряда Градова возобновились. Молодежь проявила к ним неподдельный интерес. Вот некоторые из отзывов молодых людей, которые принимали в них участие.

Учащийся группы 15 Артур Розум: "В мае 2005 года я с ребятами ходил в поход по следам отряда Градова. Мне очень понравилось это мероприятие. Во время похода мы установили мемориальные знаки. Мы прошли около 35 км в воинскую часть. Считаю, что такие познавательные и интересные мероприятия нужно устраивать почаще. Я благодарен училищу, что оно организовало и спонсировало этот поход. Рад, что туда попал и сходил бы еще. Во время похода открываются в человеке новые черты характера. Я вернулся повзрослевшим человеком".

Вот как тепло вспоминает экспедицию 2005 года учащийся 2-го курса 15 группы Илья Курецкий: "Мне поход понравился. После него у меня останутся не только воспоминания, но и память на всю жизнь. Теплыми и добрыми будут и впредь отношения между участниками похода. Я чувствую гордость за героическое прошлое своего народа. И мне радостно, что и я внес какой-то вклад в увековечивание памяти наших героических дедов. Я очень благодарен руководителю музея Вере Иосифовне Юше за то, что она помогла организовать этот поход и находилась рядом с нами, рассказывала много интересного, чего не узнаешь из книг. Этот поход останется в сердце на всю жизнь, о нем я расскажу своим детям и обязательно свожу их в те славные места".

В музее при профтехколледже есть также уголок, посвященный воинам-интернационалистам. В нем хранятся вещи ребят, которые уходили в Афганистан из стен профтехучилища. Некоторые из них погибли. Война в Афганистане многими забыта, скорее всего, в силу ее отдаленности и характера. Между тем, героизм, который проявляли солдаты СССР в течение почти десяти лет боевых действий, умалять нельзя. И сегодня в колледже проводятся встречи ребят с родителями погибших воинов, с теми, кто остался жив. Эта работа также помогает развивать чувство патриотизма в молодых сердцах.

— Республиканским институтом профессионального образования разработана книга "Планирование и организация изучения качества воспитательного процесса", в которой собраны методики оценки внутренних качеств личности. У нас в колледже проводится ежегодный мониторинг воспитанности учащихся по этим методикам. И его результаты показывают, что уровень патриотизма у наших ребят довольно высокий, — рассказала Т. А. Заливчая. — Я думаю, что это происходит в большей степени за счет музейной педагогики. Сама обстановка музея располагает к тому, чтобы проникнуться мыслями о жизни и подвиге — стариков, взрослых, молодежи и детей.

Время — самый надежный доктор, но не самый талантливый воспитатель. Поэтому и есть музеи, галереи, фонды — все, что хранит память о событиях прошлого, для того чтобы ее периодически освежать. Музей боевой славы партизанского отряда Градова (Героя Советского Союза С. А. Ваупшасова) несет двойную функцию: он хранит воспоминания и на их примере воспитывает патриотизм у молодых.

Всего просмотров: 6 057
Опубликованно: 21.08.2012