Резиденция некоронованных королей: лучше один раз увидеть


Версия для печати

В 2004 году в Национальном историко-культурном музее-заповеднике "Несвиж" была начата масштабная реконструкция. Из-под толстого слоя штукатурки и краски реставраторы по крупицам восстанавливали уникальную лепнину, интереснейшие инкрустации, оригинальные фрески и т. д. И вот наконец-то этим летом с участием Главы государства Александра Лукашенко состоялось торжественное открытие обновленного комплекса, после чего главная достопримечательность Беларуси приветливо распахнула свои двери для туристов. Словом, сегодня увлекательны не только рассказы о знаменитом княжеском роде, но и о ставшей уже историей реставрации дворца, которая так же, как и жизнь Радзивиллов, овеяна взлетами и падениями… Яркой страничкой в этой легендарной летописи стало восстановление Часовой башни родового гнезда, которая согласно историческим данным меняла свой облик несколько раз. О некоторых ярких эпизодах в судьбе сооружения корреспонденту "РСГ" согласились рассказать генеральный директор ОАО "Белреставрация" Федор Римашевский и научный руководитель реконструкции — заместитель генерального директора по реставрации Сергей Друщиц.

Напомним, что изначально башня была построена вместе с Каменицей в 1589 году (спустя шесть лет после строительства самого дворца) и представляла собой дозорное сооружение с куполом в стиле ренессанса и флюгером. Разрушенный и сожженный шведскими войсками замок в 1706 году был перестроен, включая башню. Именно тогда крепость, возведенная с оборонительными целями, постепенно (по веянию моды тех времен) приобрела черты стиля барокко, обзавелась архитектурными украшениями и богатым внутренним убранством. До наших времен дошли лишь отголоски некогда царившей в Беларуси роскоши, воссоздать которую взялись белорусские архитекторы и реставраторы. В 2004 году был восстановлен купол знаменитой башни, но просуществовал он в таком виде только восемь лет…

"Изначально сооружение было выполнено по образцам начала XVI века (эпоха Ренессанс), в то время как облик остальной части замка соответствовал барочному стилю конца XVIII века. Данный факт вызывал неоднозначную оценку не только специалистов, но и простых граждан, поскольку купол диссонировал с общим обликом дворца. Высказала свое несогласие и княжна Эльжбета Радзивилл-Томашевская, которая неоднократно приезжала в родовое имение, — рассказал Сергей Друщиц. — Дворцово-парковый комплекс входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому в спорах о внешнем виде купола участвовали эксперты из многих стран".

Вопрос о судьбе Часовой башни был вынесен по предложению Министерства культуры Беларуси на Республиканский научно-методический совет по охране историко-культурного наследия, на который были приглашены не только члены совета, но и все заинтересованные специалисты.

"Тогда нами было принято тяжелое решение: заменить "неправильный" купол башни на "новый" в стиле дворца Радзивиллов XVIII века, — отметил научный руководитель. — Дело усложнял еще и тот факт, что работы по восстановлению резиденции уже подходили к концу, и музей начали активно посещать туристы. Не менее важным оставалась финансовая сторона вопроса, ведь на эти цели уже были затрачены бюджетные средства. Просить дополнительной помощи у государства мы уже не могли. Но несмотря на эти нюансы понимали, что отступать нельзя. Выход нашелся: по инициативе Министерства культуры Республики Беларусь был организован сбор добровольных пожертвований на специальный счет, открытый музеем-заповедником в 2011 г. Свой вклад в восстановление исторической справедливости внесли белорусские предприниматели, меценаты, немалые суммы перечислили и наследники рода Радзивиллов".

После того как были собраны необходимые средства, исправить ошибку поручили специалистам ОАО "Белреставрация", которые уже зарекомендовали себя на других знаковых объектах республики (Мирский замок, музей народной архитектуры и быта в Озерце, церковь св. Троицы в Борисове и др.). На этот раз за основу проекта были взяты качественные цифровые копии гравюры известного топографа и художника Томаша Маковского.

Сегодня уже стало историей то время, когда специалисты ОАО "Белреставрация" разрабатывали план реконструкции башни: часы инженерной подготовки, совещаний, том проектно-производственных работ, который учитывал практически все моменты, начиная от обследования существующий башни до разработки индивидуальных средств монтажа, и т. п. — все было детально продумано.

"Заступили на объект мы в январе этого года, а уже в марте новый купол величественно возвышался над замком. Словом, трудились ускоренными темпами. По первоначальному проекту планировалось выполнять монтаж конструкции на высоте, что влекло за собой огромный комплекс подготовительных работ: демонтировать в верхнем ярусе башни окна, сделать выносные консольные леса и др. К тому же все это весьма опасно, особенно если учесть, что замена "луковицы" приходилась на суровые февральские морозы. Взвесив первоначальное решение, поняли: работы могут растянуться на полгода, а ведь в замок уже хлынули потоки туристов", — сообщил Федор Римашевский.

В результате было принято инженерное решение: полностью собрать "новый" купол внизу (!) и монтировать его в сборе на каменную конструкцию. Так удалось избежать монтажа лесов, установки подъемников и других сопутствующих механизмов, ускорив тем самым реставрационные работы.

"На одном из этапов у нас было две башни: прежняя стояла еще наверху, а над восьмиугольным куполом вовсю трудились специалисты. Работы велись на заднем дворе замка, — поделился он. — За основу сооружения была взята достаточно массивная деревянная конструкция XVIII века, в которой, к слову, наблюдались значительные отклонения по геометрии (восьмиугольник был неправильной формы), ведь во времена Радзивиллов не было ни ТКП, ни СНИПов, ни ГОСТов. Чтобы повторить "ошибки" предков-строителей и сохранить аутентичный вид (как того требует методика реставрации), создали специальную площадку, на которой прорисовали нужный контур".

На стадии инженерной подготовки прорабатывались также варианты подъезда с маневрированием крана, угол наклона его стрелы и ряд других вопросов. В связи с этим был заключен договор с УМ-70 ОАО "Трест № 15" Спецстрой" на аренду 300-тонного автокрана GMK 6300, который на тот момент в Беларуси был единственным с такими техническими характеристиками (последняя модификация по образцу кранов, выпускаемых японцами и немцами, шестидесятиметровая телескопическая стрела и полностью компьютеризированная система управления)", — поделился Федор Римашевский.

Непростой, по его словам, оказалась задача транспортировки чудо-техники в Несвиж. Необходимо было рассчитать маршрут, ведь дороги, ведущие к замку, местами достаточно узкие.

"Продумав весь путь, мы провели согласование со всеми заинтересованными организациями. Чтобы не повредить дорожное покрытие и коммуникации, за автокраном пустили шесть машин с противовесом. В общем, зрелище было запоминающимся, — вспоминает директор ОАО "Белреставрация". — За два дня (это были выходные) мы демонтировали старый купол башни и поставили на его место новый, вершину которого ныне венчает флюгер с изображением герба рода Радзивиллов".

Федор Римашевский отметил, что все работы выполнены достаточно оперативно и слаженно: "Каждый знал свое дело и понимал всю ответственность. Бригада, выполнявшая замену купола, — квалифицированные специалисты, за плечами которых немалый опыт. Блестяще справились со своей функцией машинисты автокрана, ведь маневрировать в достаточно стесненных условиях (с одной стороны вал и здание гостиницы, с другой — южная галерея и ризалит Каменицы, плюс расположенные на стесненной площадке коммуникации), поднимая при этом сооружение на 45 метров вверх, — задача не из простых. Машина работала на пределе своих возможностей. Но все получилось".

Следует отметить, что "репетицию" этой сложной инженерной работы сотрудники ОАО "Белреставрация" прошли еще при реконструкции башни на въездной браме, которая полностью идентична по архитектурному оформлению (не считая масштаба) со своей "проблемной" соседкой.

"Но там было несколько проще: внутренний двор замка на тот момент представлял собой территорию стройплощадки, что позволило нам работать в менее стесненных условиях, да и высота подъема оказалась чуть поменьше. Поскольку тогда в Беларуси еще не было кранов, позволяющих целиком возвысить конструкцию, пришлось поднимать купол на въезде в два этапа", — рассказал Федор Римашевский.

Сергей Друщиц подчеркнул, что помогли реставраторам и найденные чертежи XIX века, которые позволили узнать реальные габариты башни. "В 1850 году Радзивиллы решили установить на ней механические часы и предварительно обмерили деревянную конструкцию сооружения, детально проставив все размеры, — рассказал научный руководитель проекта. — Но, изучив сохранившееся данные, мы поняли, что кроме всех расчетов по монтажу эта цифра у нас превышала возможности автокрана, ведь уклон стрелы ограничен. На каком-то периоде мы думали о том, чтобы сделать купол из двух по горизонтали разрезанных частей, как на въездной браме. В этом случае после монтажа необходимо было бы вводить еще дополнительные конструкции, ведь ветровая нагрузка на объекте мощнейшая. Поэтому мы пошли по пути максимального облегчения сооружения (за счет сечения бруса деревянной конструкции) и устройства специальной монтажной системы".

"Сегодня существуют различные общественные мнения по поводу реконструкции Несвижского замка: кому-то нравится, а кто-то порой ее критикует… Но для меня как научного руководителя и коллектива ОАО "Белреставрация" важно, в первую очередь, мнение профессионалов, которые, к слову, высоко оценили проделанную работу. Отметили наши старания и эксперты ЮНЕСКО, поблагодарив за восстановленную историческую справедливость, — резюмировал Сергей Друщич. — Я думаю, что в будущем история реставрации будет отражена в музее, ведь это уже не просто работа нескольких лет, а интереснейшая эпопея уникальных инженерных решений, ценных находок и побед".
По мнению наших собеседников, Несвиж еще ожидают масштабные перемены, ведь город сегодня не в состоянии принимать то количество туристов, которые хлынули в музей-заповедник. Есть проблемы, но есть и пути их решения…

Всего просмотров: 9 114
Опубликованно: 03.12.2012