Семинар-совещание в Минстройархитектуры: формализм исключается


Версия для печати

В Минстройархитектуры 21 июня 2012 года состоялся очередной семинар по проблеме организации профилактики преступлений коррупционной направленности. Обсуждаемая тема в последнее время настолько популярна, что может показаться надоедливой. И если бы ситуация с преступностью была такой, как в четвертом квартале прошлого года, в котором не было зарегистрировано ни одного преступления, то можно было бы считать семинар формальной процедурой. Однако, к сожалению, статистика говорит об обратном, поэтому формализм исключается.
В семинаре приняли участие ответственные лица Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.

В своем вступительном слове и при подведении итогов семинара-совещания Первый заместитель Министра архитектуры и строительства И. В. Архипова особо подчеркнула, что вопросы борьбы с коррупцией по-прежнему остаются актуальными, несмотря на значительное сокращение зарегистрированных преступлений, совершенных работниками отрасли.

Руководству министерства вместо того, чтобы заниматься основными задачами, приходится тратить время на разбор происшествий, анализ причин краж, злоупотреблений, краснеть перед руководством страны, оправдываться перед простыми людьми. Статистика отражает не совсем объективную на данный момент картину, а характеризует предшествующие периоды (в частности, два года подряд раскрываются все новые преступления, совершенные в первом монтажном управлении ОАО "Гомельтехмонтаж" в 2005–2009 годах).

Минстройархитектуры долго оставалось в "лидерах" по числу зарегистрированных преступлений. В 2009 году — более 100, в 2010 году их число снизилось на треть, а в 2011 — еще наполовину. Значительную долю преступлений составляли однотипные, совершенные одними и теми же лицами. Фактически это одно преступление, связанное с использованием должностными лицами своего положения при оказании услуг населению, но от имени организации. Это и отразилось в статистике, выведшей систему Минстройархитектуры в лидеры по уровню коррумпированности. Но как бы мы сами себя не оправдывали и не упрекали методику подсчета статистических данных, проблема наличия коррупции в отрасли не решена, если будет зарегистрировано хотя бы одно преступление.

Руководителями организаций, руководством аппарата, управлениями министерства проделана и продолжает проводиться работа, направленная на искоренение условий, способствующих коррупционным проявлениям. Результаты этой работы, возможно, и отразились на статистике 4 квартала прошлого и в некоторой степени этого года. Но вряд ли были бы зарегистрированы все 20 совершенных преступлений в первом квартале этого года, если бы их значительную часть не раскрыли сами руководители, по своей инициативе направившие материалы по разоблаченным ими мошенникам в правоохранительные органы.

На заседаниях комиссии по противодействию коррупции при Минстройархитектуры рассмотрены абсолютно все вновь вскрытые в 2012 году факты коррупционных преступлений. Руководителями организаций, работниками которых они совершены, уже приняты меры воздействия к виновным, в том числе способствующим прямо или косвенно совершению преступлений. Поэтому данный семинар — не формальная процедура и не просто учеба, а напоминание об ответственности руководителей всех уровней не только за выполнение прогнозных показателей, состояние техники безопасности, но и морально-психологическую обстановку в коллективах, проводимую в них воспитательную и разъяснительную работу, работу по профилактике коррупционных проявлений.

Как было отмечено на семинаре, необходимо знакомить коллективы с антикоррупционным законодательством, объяснять работникам последствия преступных действий, заниматься воспитательной работой в коллективах. Об амнистии лучше слышать, чем на нее надеяться. Это подчеркивалось не только основным докладчиком, но и К. В. Любовицким — советником юстиции, старшим прокурором отдела Генеральной прокуратуры Республики Беларусь по надзору за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

Любая информация преступного характера должна быть обнародована, обсуждена в коллективах. Это более эффективная мера, чем объявление выговора в приказе, который в лучшем случае повесят на доске в конторе, но мало кто из коллектива про него будет знать.

Министерству удалось добиться придания определенного юридического статуса антикоррупционным комиссиям. Нас поддержали и другие ведомства. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 утверждено Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции. Фактически с аналогичным текстом, учитывающим особенности строительной отрасли, разработано утвержденное Министром отраслевое положение об антикоррупционных комиссиях. Главная мысль положения заключается в том, что ее решения носят теперь обязательный характер. За их неисполнение можно привлекать к ответственности, включая освобождение от должностей в установленном законодательством порядке. Одновременно определена и периодичность проведения заседаний комиссии. Если раньше они проводились ежеквартально, то теперь, согласно Положению, достаточно раз в полгода и по мере необходимости. Это касается комиссий всех уровней. Оговорены и условия по составу комиссий. Не могут быть в ее составе лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства. Председателем комиссии должен быть первый заместитель руководителя. Это особенно подчеркнул в своем выступлении представитель Генеральной прокуратуры. Председатель назначается вместе с составом комиссии приказом руководителя. Секретарь комиссии избирается уже из ее состава на первом заседании.

Для членов комиссии, секретаря, заместителя и председателя четко расписаны функции и права. Так, комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании не менее половины ее членов. Определен и порядок оформления протоколов. Нет необходимости комментировать все разделы как Типового, так и отраслевого положений. Необходимо иметь их постоянно под рукой, ведь в них есть ответы на все поставленные вопросы: чем комиссия должна заниматься и как оформлять ее решения протокольно.

На семинаре были озвучены и рассмотрены отдельные факты коррупционных проявлений. В частности, в ОАО "Гомельский ДСК" группа работников основное рабочее время проводила на "халтурах". В табелях же ставились "восьмерки", и начислялась зарплата. Для организаций Гомельской области это "хроническая болезнь". Но как бы там ни было, следует всем обратить внимание на достоверность информации о рабочем времени работников, вплоть до вывешивания табелей на стендах. В ряде организаций это практиковали, указывая даже размер начисленной зарплаты. Тогда бы не появлялись "мертвые души" и не участвующие в производстве рабочие. Это не обязательно, но какой-то механизм, контролирующий наличие исполнителей на объекте, должен быть. Ведь действительно работающие прекрасно друг друга знают. Начисляя зарплату неработающим, ее фактически недоплачивают тем, кто выполнял работу на строящихся объектах или в цехах. В противном случае мы будем сталкиваться с фактами, когда числящиеся в организации люди не знают своего основного места работы.

К примеру, после отбывающего наказание генерального директора ОАО "Трест "Белстромремонт" был назначен очередной его преемник, молодой, энергичный, внешне перспективный парень. А в ближайшее время Службе придется проводить повторную проверку, уже по деятельности нового руководителя. Один из эпизодов: уговорил главного бухгалтера включить в документы по начислению зарплаты ее сына. Деньги получал сам. И не только за него. И таких эпизодов уже около десятка. Это не мертвые души, а реальные люди, часто не подозревающие, что являются рабочими на различных объектах.

Подавляющая часть совершенных преступлений — это хищения строительных, других материальных ценностей и инструментов с объектов. Причем участниками хищений в ряде случаев были руководители среднего звена. Например, бывший мастер цеха металлоконструкций УСК № 5 ОАО "Гомельпромстрой" похитил тонну металла, бывший главный инженер сельскохозяйственного филиала ОАО "Строммашина" поставил у себя в сарае трактор "Т-25". В ОАО "Лельчицкая ПМК-103" с объекта похищен шифер, причем в каждой пачке, где должно быть 100 листов, стало на 2 или 4 меньше. Сторонние так не воруют.

Преступления коррупционного характера, позорным клеймом отразившиеся на авторитете министерства, являются и факты дачи взяток лицами, работающими в системе Минстройархитектуры, медицинскому персоналу, гаишникам за решение личных вопросов. Преступления коррупционного характера в виде взяток должностным лицам за решение вопросов прохождения техосмотра и избежание ответственности за нарушения правил дорожного движения совершены работниками СУ № 46 ОАО "Стройтрест № 14" и ОАО "Солигорский ДСК".

Попало в список совершенных преступлений и имя одного крупного руководителя, который, как сказано в официальном документе, похищал деньги путем приписки дней нахождения в командировках. Действующие законы надо соблюдать. На это обратили внимание в своих выступлениях П. М. Труханович — представитель главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД и А. Б. Матюхин — сотрудник Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.

Такие факты в массовом количестве вскрыты в ОАО "Гомельстекло", особенно при поездках работников в Россию, где до сих пор не могут найти гостиницы, в которых отдыхали согласно представленным квитанциям командированные работники общества. Руководством организации эти старые упущения устранены и в последующем маловероятны. "Отметилось" и ОАО "Доломит", да и другие организации. Ведь способов доказательства, что командировка была однодневной, более чем достаточно. А сегодня она подкрепляется еще и информацией операторов мобильной связи. Телефон может оказаться свидетелем не только аморальных приключений, включая пребывание в рабочее время на дачах, в саунах, но и хищений денег в виде необоснованно начисленной зарплаты и выплат командировочных.

Один из руководителей, выписав командировку из Гомельской области в Минск на несколько дней, в тот же день вернулся обратно, чтобы утром снова уехать в Минск, так и не появившись у себя в организации, где была масса нерешенных проблем, в том числе с невыплатой зарплаты, отключением электричества на предприятии. А командировка оплачена как многодневная. И не только водителю.

Основная цель семинара-совещания — минимизация преступности, злоупотреблений руководителей всех уровней, создание таких условий, чтобы то, что уже произошло, больше не повторялось. Для этого и были приглашены работники прокуратуры, МВД, КГБ, то есть тех структур, которые помогают вскрывать преступные факты. Их выступления заслушаны с большим интересом, подкреплены множеством задаваемых вопросов.

К сожалению, не все руководители, входящие в систему Минстройархитектуры, это понимают. Несмотря на активность в проведении этого важного мероприятия, некоторые проигнорировали участие в нем. Поэтому Первым заместителем Министра, председателем комиссии по противодействию коррупции Минстройархитектуры с учетом предложений участников семинара-совещания были даны соответствующие поручения службам министерства, руководителям организаций.

До сведения представителей государства в акционерных обществах, в которых ими осуществляется владельческий надзор, требуется довести информацию о необходимости исполнения функций по организации профилактических мероприятий по противодействию коррупционным проявлениям. Начальникам отдела кадров и юридическим службам организаций при назначении на должности руководителей рекомендовано осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами. Необходимо также определить перечень должностей организаций, входящих в систему Минстройархитектуры, относящихся к должностным лицам, ознакомить их с обязательствами государственного должностного лица, предусмотренными ст. 17 соответствующего Закона.

При подведении итогов работы семинара руководителям организаций Минстройархитектуры было поручено организовывать работу комиссий по противодействию коррупции в соответствии с требованиями Типового и отраслевого положений о комиссии по противодействию коррупции и до 1 декабря 2012 года проинформировать министерство о проводимой работе по профилактике коррупционных проявлений.

По многочисленным просьбам участников семинара, публикуется Положение о комиссии по противодействию коррупции Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденное приказом Министра от 13 января 2012 г. № 9.

 

 

Утверждено
приказ Министра архитектуры
и строительства Республики Беларусь
от 13 января 2012 г. № 9

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ МИНИСТЕРСТВА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Положение о комиссии по противодействию коррупции Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее — Комиссия) разработано во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 "Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции".
2. Комиссия создается приказом Министра из числа работников и специалистов структурных подразделений Министерства, подчиненных или входящих в систему Минстройархитектуры организаций (далее — подведомственных организаций), в количестве не менее пяти человек под председательством Первого заместителя Министра.
3. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются на заседании комиссии из числа ее членов.
4. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Рес-публики Беларусь от 20 июля 2006 года "О борьбе с коррупцией" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006, № 122, 2/1262), иными актами законодательства.
5. Основными задачами комиссии являются:
— разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции;
— рассмотрение вопросов предотвращения проявлений коррупции и их выявления;
— координация деятельности структурных подразделений, подведомственных организаций по реализации мер по противодействию коррупции;
— взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, при реализации мер по предотвращению проявлений коррупции и их выявлению;
— взаимодействие с общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
— привлечение общественности и средств массовой информации к сотрудничеству по вопросам предотвращения проявлений коррупции, их выявления и противодействия коррупции, в целях выработки у работников государственных органов (организаций) навыков антикоррупционного поведения в сферах с повышенным риском коррупции; а также формирования нетерпимости к ее проявлениям;
— обобщение и анализ поступающей от государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией работниками государственного органа (организации) и подведомственных Минстройархитектуры организаций;
— внесение на основе опыта контрольной деятельности, осуществляемой в соответствии с координационными планами и в результате проведения внеплановых мероприятий, предложений по совершенствованию актов законодательства в сфере контрольной деятельности и борьбы с коррупцией.
6. Комиссия в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие основные функции:
— участвует в пределах своей компетенции в выполнении поручений вышестоящих государственных органов и руководителей государственного органа (организации) по предотвращению проявлений коррупции и их выявлению;
— участвует в мониторинге программ государственного органа (организации), направленных на предотвращение проявлений коррупции и их выявление;
— заслушивает на своих заседаниях руководителей и председателей антикоррупционных комиссий подведомственных Минстройархитектуры организаций о проводимой работе по предотвращению проявлений коррупции и их выявлению, принятию мер по недопущению негативных явлений коррупционного характера в организации;
— привлекает в случае необходимости для участия в заседаниях комиссии представителей правоохранительных и контролирующих органов, иных государственных органов и организаций, а также средств массовой информации (с согласия их руководителей);
— принимает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения подведомственными Минстройархитектуры организациями решения по вопросам организации деятельности по предотвращению проявлений коррупции и их выявлению, а также осуществляет контроль исполнения данных решений;
— разрабатывает и представляет руководителю государственного органа (организации) предложения по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника государственного органа (организации) или подчиненной организации, его супруги (супруга), близких родственников влияют либо могут повлиять на надлежащее исполнение этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;
— вырабатывает на своих заседаниях и вносит на рассмотрение руководителя государственного органа (организации) предложения о совершенствовании законодательства о борьбе с коррупцией;
— информирует руководителя государственного органа (организации) о выявленных комиссией в ходе ее деятельности правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушениях;
— запрашивает у подчиненных организаций в пределах компетенции государственного органа (организации) в установленном законодательными актами порядке информацию по вопросам предотвращения проявлений коррупции, их выявления и противодействия коррупции;
— вносит руководителю государственного органа (организации), осуществляющего в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 "О ведомственном контроле в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010, № 157, 1/11733) ведомственный контроль, предложения о проведении в установленном законодательными актами порядке проверок в подчиненных организациях по фактам совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;
— вносит руководителям подведомственных Минстройархитектуры организаций предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненных им работников, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения;
— рассматривает предложения членов комиссии о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции;
— заслушивает на своих заседаниях отчеты руководителей структурных подразделений аппарата министерства об исполнении ими своих должностных обязанностей и положений о структурных подразделениях, направленных на профилактику коррупционных проявлений в под-разделении и курируемых ими подведомственных Минстройархитектуры организаций;
— вырабатывает предложения о мерах реагирования на информацию, содержащуюся в обращениях граждан и юридических лиц, по вопросам проявлений коррупции;
— вносит руководителю государственного органа (организации) предложения о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;
— осуществляет иные функции, предусмотренные положением о комиссии.
7. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.
8. Не могут являться членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.
9. Председатель комиссии:
— несет персональную ответственность за деятельность комиссии;
— организует работу комиссии;
— определяет место и время проведения заседаний;
— утверждает повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях;
— дает поручения членам комиссии по вопросам ее деятельности, осуществляет контроль за их выполнением.
В случае отсутствия необходимого количества членов комиссии на ее заседании председатель комиссии назначает дату нового заседания, но не позднее, чем через месяц со дня несостоявшегося заседания.
В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.
10. Член комиссии вправе:
— вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;
— выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по вносимым предложениям;
— задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
— знакомиться с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;
— в случае несогласия с решением комиссии, излагать письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;
— осуществлять иные полномочия в целях выполнения возложенных на комиссию задач и функций.
11. Член Комиссии обязан:
— принимать участие в подготовке заседаний комиссии;
— участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозможности участия в них сообщать об этом председателю комиссии;
— вносить предложения по включению в план работы комиссии необходимых для рассмотрения вопросов, направленных на профилактику борьбы с коррупционными проявлениями в системе министерства;
— по решению комиссии (поручению председателя) принимать участие в проводимых мероприятиях по выявлению фактов совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;
— принимать участие в проводимых мероприятиях по выявлению фактов совершения правонарушений, создающих условия для коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;
— не совершать действий, дискредитирующих комиссию;
— выполнять решения комиссии (поручения ее председателя).
12. Секретарь Комиссии:
— обобщает материалы, поступившие для рассмотрения на заседаниях комиссии;
— доводит до сведения исполнителей информацию о необходимости подготовки ими материалов для обсуждения на планируемых заседаниях комиссии;
— ведет документацию комиссии;
— осуществляет учет, хранение протоколов заседаний и материалов к ним;
— извещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии;
— доводит до сведения исполнителей решения комиссии и осуществляет контроль исполнения поручений председателя комиссии и решений по рассмотренным вопросам;
— обеспечивает подготовку заседаний комиссии.
13. Воспрепятствование членам комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами.
14. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в том числе для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие. Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее одной трети ее членов.
15. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов.
16. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении проектов решений. Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом.
17. В протоколе указываются:
— место и время проведения заседания комиссии;
— наименование и состав комиссии;
— сведения об участниках заседания комиссии, не являющихся ее членами;
— повестка дня заседания комиссии, содержание рассматриваемых вопросов и материалов;
— краткая информация по существу рассматриваемых вопросов;
— принятые комиссией решения;
— сведения о приобщенных к протоколу заседания комиссии материалах.
18. Протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня его проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц.
19. Материалы проведенных заседаний комиссии представляются секретарем для публикации в "Республиканской строительной газете" и, при необходимости, по решению комиссии, в других ведомственных и государственных средствах массовой информации.

Всего просмотров: 6 511
Опубликованно: 09.07.2012