Сверхурочная работа: изучаем законодательство, не допускаем нарушения


Версия для печати

В условиях радикальной перестройки экономики, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления вопросы сохранения кадрового потенциала приобретают весьма актуальное значение. Современный работник, отличающийся новым мышлением, гибко адаптирующийся к нестабильности рынка и внешней среды, в процессе трудовой деятельности руководствуется несколько иными, чем ранее, мотивационными принципами, что приводит к увольнениям с работы, нехватке рабочей силы, миграции высококвалифицированных кадров. Для обеспечения выполнения в установленные сроки производственных задач при недостаточной численности работающих наниматели все чаще используют предоставленную законодательством возможность по привлечению сотрудников к сверхурочным работам.
С целью предотвращения и недопущения совершения субъектами предпринимательской деятельности нарушений трудового законодательства РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры" (далее — Служба) предлагает для изучения и использования в работе следующий материал.

Согласно части первой статьи 119 Трудового кодекса (далее — ТК) сверхурочной считается работа, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности.

Рабочим признается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.

К рабочему относится и время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени:

сверхурочная работа;

работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни (части первая, вторая статьи 110 ТК).

Понятие "рабочее время", аналогично приведенному выше, дано и в пункте 18 Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 46 (с изменениями и дополнениями).

Не признается сверхурочной работа, выполненная сверх установленной продолжительности рабочего времени:

по инициативе самого работника без предложения, распоряжения или с ведома нанимателя;

работниками с неполным рабочим временем в пределах полного рабочего дня (смены);

работниками по совместительству у того же нанимателя при исполнении другой функции, а также у другого нанимателя сверх времени основной работы;

работниками-надомниками (часть вторая статьи 119 ТК).

Также не являются сверхурочными работы, выполненные:

при ненормированном рабочем дне (часть первая статьи 118-1 ТК);

суммированном учете рабочего времени в пределах графика сменности, но не выше общеустановленных норм (статья 126 ТК).

По общему правилу привлечение к сверхурочной работе допускается только с согласия работника. Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов — до восемнадцати лет), и инвалиды могут привлекаться к сверхурочным работам только с их согласия, причем инвалиды только в случае, когда такие работы не запрещены им в соответствии с медицинским заключением (части первая, третья статьи 120 ТК).

Статьей 121 ТК определены исключительные случаи, когда допускаются сверхурочные работы без согласия работника:

при производстве работ для предотвращения катастрофы, производственной аварии, немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, оказания экстренной медицинской помощи работниками учреждений здравоохранения;

при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи — для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функционирование.

Приведенный перечень работ является исчерпывающим, и наниматель не вправе его расширять.

Необходимо отметить, что привлечение к сверхурочным работам без согласия работника также возможно в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашением (часть первая статьи 120 ТК).

К сверхурочным работам не допускаются:

беременные женщины;

женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

работники моложе восемнадцати лет;

работники, обучающиеся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях и учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, в дни занятий;

освобожденные от сверхурочных работ в соответствии с медицинским заключением;

другие категории работников в соответствии с законодательством (часть вторая статьи 120 ТК).

Поскольку законом не установлена форма предложения и распоряжения нанимателя о привлечении к сверхурочным работам, полагаем, она может быть как устной, так и письменной. Однако в спорных ситуациях письменная форма облегчает доказательственную базу, особенно в условиях привлечения работника к сверхурочной работе без его согласия на основании статьи 121 ТК.

До 11 апреля 2012 г., момента вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 г. № 156 "О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений" (далее — Указ № 156), предельное количество сверхурочных работ для каждого работника составляло не более четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. При этом в предельное количество не включались сверхурочные работы, выполненные в исключительных случаях, оговоренных статьей 121 ТК (части первая, вторая статьи 122 ТК).

С 11 апреля 2012 г. согласно подпункту 1.11 пункта 1 Указа № 156 допускается привлечение работника к сверхурочным работам не более чем на 10 часов в рабочую неделю и 180 часов в год. Продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ не должна превышать 12 часов.

Обращаем внимание. Как и прежде, наниматель должен учитывать нормы статей 120, 121 ТК, предусматривающие наличие согласия работника на выполнение данного вида работ, а также исключительные случаи, когда такое согласие не требуется. При этом предельное количество часов сверхурочных работ, установленных Указом № 156, относится ко всему календарному 2012 году, несмотря на дату его вступления в силу.

Наниматель обязан вести точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником. Информация об их количестве предоставляется работнику по его требованию (часть четвертая статьи 122 ТК).

Учет сверхурочных работ, равно как и всего рабочего времени, осуществляется в соответствии со статьей 133 ТК.

Документ (по требованию работника) с информацией о количестве сверхурочных работ подлежит выдаче нанимателем не позднее чем в пятидневный срок (статья 51 ТК). Срок исчисляется в календарных днях. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (статья 10 ТК).

Оплата за работу в сверхурочное время производится по правилам статьи 69 ТК, устанавливающей, что каждый час работы в сверхурочное время оплачивается:

работникам со сдельной оплатой труда — не ниже двойных сдельных расценок;

работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, — не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).

За работу в сверхурочное время премии начисляются на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку.

Следует отметить, что оплата сверхурочного времени не может быть ниже минимально гарантированной и заменена различного рода выплатами разовых премий, вознаграждений.

По договоренности с нанимателем сверхурочная работа может компенсироваться другим днем отдыха (часть вторая статьи 69 ТК). При этом законодательство не регламентирует конкретного периода, в течение которого должен быть предоставлен другой день отдыха. Выполненная в таком случае работа оплачивается в одинарном размере.

Оплата за работу в сверхурочное время относится к выплатам компенсирующего характера.

Напоминаем.

Перечень выплат компенсирующего характера оговорен пунктом 64 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29 июля 2008 г. № 92 (с изменениями и дополнениями).

Оплата за работу в сверхурочное время включается в средний заработок во всех случаях его исчисления (для оплаты трудовых (основных и дополнительных) и социальных (в связи с обучением) отпусков, для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, выходного пособия и пособия по временной нетрудоспособности, оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, вынужденного прогула и в других случаях, предусмотренных законодательством, кроме тех, когда законодательством Республики Беларусь установлен иной порядок его исчисления).

Напоминаем.

Указанное определено подпунктом 3.5 пункта 3 Перечня, прилагаемого к Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (с изменениями и дополнениями), и пунктом 32 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г. № 1290 (с изменениями и дополнениями).

Обращаем внимание. Согласно разъяснению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 мая 2012 г. № 2-2-9/сл-514, полученному по запросу Службы, в 2009 году компенсационные выплаты за сверхурочные работы сверх предельного количества часов при определении налогооблагаемой прибыли не учитывались. С 1 января 2010 г. оплата за сверхурочные часы, в том числе и сверх предельного количества часов, установленных ТК (статья 122), включается в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Нельзя не отметить, что в соответствии с требованиями статьи 465 ТК юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно статье 2.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) административным признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными данным законодательным актом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (статья 3.5 КоАП).

Общая административная ответственность за нарушения законодательства о труде предусмотрена статьей 9.19 КоАП. Частью четвертой указанной статьи установлено, что иные нарушения законодательства о труде (к коим относятся и нарушения порядка оплаты труда за работу в сверхурочное время), кроме нарушений, предусмотренных статьями 9.16–9.18 (отказ в приеме на работу, нарушение правил по охране труда, нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений)) и частью первой (нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы), частью третьей (нарушение требований к аттестации рабочих мест по условиям труда) статьи 9.19 КоАП, причинившие вред работнику, влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Напоминаем.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1785 с 1 апреля текущего года установлена базовая величина в размере 100 000 рублей.

Всего просмотров: 73 974
Опубликованно: 18.06.2012