Учимся на ошибках


Версия для печати

Деятельность проверяющих органов в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусматривает прежде всего предупредительный характер контрольной (надзорной) деятельности.

При этом Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 235 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» определено, что основной задачей ведомственного контроля является своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства (пункт 2 подпункт 2.5).

Таким образом, ведомственный контроль представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности и ориентирован в первую очередь на предупреждение и предотвращение правонарушений в данной сфере деятельности организаций, целевое и эффективное использование государственного имущества.

В рамках осуществления ведомственного контроля РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры» (далее — Служба) за январь — апрель 2013 года проведено 32 плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, входящих в состав (систему) Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее — подведомственные организации). Кроме того, по поручениям правоохранительных органов проведено 13 внеплановых проверок в подведомственных организациях.

По результатам проведенных контрольных мероприятий выявлено нарушений на общую сумму 5591,6 млн руб., предотвращено незаконное расходование денежных средств на сумму 1824,8 млн руб., доначислено причитающихся бюджету платежей и налогов на сумму 1042,8 млн руб.

К сожалению, нарушения законодательства выявлены во всех проверенных организациях.

Анализ материалов проверок позволяет выделить наиболее часто встречающиеся нарушения актов законодательства, которые свидетельствуют о недостаточном уровне внутрихозяйственного контроля со стороны должностных лиц организаций при осуществлении финансово-хозяйственных операций.

Наибольший удельный вес — 70,1% (3921,7 млн руб.) в сумме нарушений, выявляемых в ходе проведенных контрольных мероприятий, занимают нарушения в области налогового и бюджетного законодательства. Основными причинами являются исчисление отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры обособленными структурными подразделениями подведомственных организаций, являющихся самостоятельными налогоплательщиками, при отсутствии факта реализации; неправильное применение размера отчислений, в том числе их применение без учета письма Минстройархитектуры от 30.01.2012 № 11-2-23/87, предусматривающего исчисление по наименьшему проценту отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры в случае, когда можно применять различные нормативы отчислений; нарушения налогового законодательства, повлекшие излишнюю уплату налогов в бюджет, в результате не отнесения отдельных видов расходов на затраты (премии за достижение производственных результатов, единовременной материальной помощи для сезонной закупки сельскохозяйственной продукции), учитываемые при налогообложении и др.

Например, по причине исчисления отчислений в инновационный фонд обособленными структурными подразделениями ОАО «Строительно-монтажный трест № 16» при отсутствии факта реализации, а также неправильного применения процента отчислений обществом излишне уплачено в инновационный фонд Минстройархитектуры 1810,3 млн руб.

ОАО «Стройтрест № 3 ордена Октябрьской Революции» при осуществлении работ на объектах, финансируемых за счет средств безвозмездной (спонсорской) и иностранной безвозмездной помощи, а также промышленного строительства необоснованно применило завышенный размер отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры (10,5 % вместо 0,25% и 4,5% соответственно), что повлекло излишнее начисление и уплату отчислений в инновационный фонд на сумму 594,9 млн руб.

По аналогичным причинам ОАО «Строительно-монтажный трест № 18» излишне уплачено в инновационный фонд 196,4 млн руб., СРУП Витебский домостроительный комбинат» — 140,7 млн руб., ОАО «Белсантехмонтаж-2» — 73,0 млн руб., ОАО «Лавсанстрой» — 61,6 млн руб.

Филиалом «Комбинат ЖБИК» ОАО «Строительно-монтажный трест № 18» в составе затрат, учитываемых при налогообложении, не учтены затраты по выплате отдельных видов премий за достижение производственных результатов (за выполнение особо важного задания, за достижение отдельных показателей финансово-хозяйственной деятельности) на общую сумму 75,4 млн руб., единовременной материальной помощи для сезонной закупки сельскохозяйственной продукции — на 119,5 млн руб. Кроме того, необоснованно исчислен и уплачен налог на добавленную стоимость в 2012 году при безвозмездной передаче имущества на сумму 36,2 млн руб., а также при списании кредиторской задолженности в 2011-2012 гг. на сумму 27,1 млн руб. Указанные нарушения повлекли излишнюю уплату налога на прибыль за этот период на сумму 242,2 млн руб., налога на добавленную стоимость — 138,9 млн руб., а также части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет хозяйственными обществами за 2011 год, — 28,9 млн руб.

Нарушения в области строительной деятельности установлены в 22,2 % проверенных организаций на сумму 1062,3 млн руб. (19 % от общей суммы). Основными причинами, как и в предыдущие годы, являются завышения подрядными организациями стоимости строительно-монтажных работ путем включения в акты выполненных работ объемов фактически невыполненных работ и не предусмотренных проектно-сметной документацией, завышенных размеров норматива отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры и др.

Так, в СРУП «Витебский домостроительный комбинат» включение в акты выполненных строительно-монтажных работ фактически не выполненных объемов работ по причине отсутствия (по данным бухгалтерского учета) необходимых материалов, а также стоимости материалов по фактическим ценам вместо средневзвешенных повлекло завышение стоимости работ на сумму 611,5 млн руб. Аналогичные нарушения установлены в ОАО «Лавсанстрой» на сумму 73,3 млн руб., ОАО «Мозырьпромстрой» — на 78,9 млн руб., ОАО «Стройкомплекс» — на 74,0 млн руб., ОАО «Строительно-монтажный трест № 16» — на 39,8 млн руб.

В ОАО «Строительный трест № 12» в результате незаконного включения в акты выполненных работ по объектам, находящимся в сельской местности, норматива отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры в размере 10,5 % завышена стоимость работ на 153,2 млн руб.

Нарушения в расходовании фонда оплаты труда выявлены в 26,7 % проверенных организаций и составили 200,9 млн руб. Основные их причины — это привлечение в рабочее время работников организаций для выполнения работ на объектах, принадлежащих физическим лицам; незаконное установление доплат по контракту, не предусмотренных действующим в организации Положением об оплате труда, надбавки руководителю организации при необеспечении прибыльности работы организации; начисление и выплата заработной платы, в том числе доплат и материальной помощи, при отсутствии оснований (распорядительный документ, заявление работника); неправильное исчисление сохраняемого среднего заработка и др.

Так, в филиале «Строительное управление № 237» ОАО «Строительно-монтажный трест № 27» (проверка проведена по поручению правоохранительных органов) с апреля 2003 года по сентябрь 2011 года работники филиала в рабочее время привлекались для выполнения строительно-монтажных работ на объектах, принадлежащих знакомым начальника филиала, что повлекло излишнюю выплату заработной платы на сумму 70,2 млн руб.

В филиале «Управление специализированных работ» ОАО «Стройкомплекс» (проверка проведена по поручению правоохранительных органов) в результате произведенных доплат по контракту, не предусмотренных Положением об оплате труда общества, излишне выплачено заработной платы в сумме 12,3 млн руб.

В ОАО «Могилевтехмонтаж» при исчислении средней заработной платы неправильно рассчитаны поправочные коэффициенты и включена надбавка за выслугу лет (стаж) без учета фактически отработанного времени, в результате чего излишне выплачено отпускных на сумму 68,1 млн руб. (с начислениями на заработную плату в сумме 18,2 млн руб.).

В ОАО «Строительно-монтажный трест № 16» при необеспечении прибыльности работы общества за первый квартал 2012 г. генеральному директору общества в апреле необоснованно выплачена надбавка за сложность и напряженность в размере 150 % вместо предусмотренной контрактом 50 %, что повлекло излишнюю выплату заработной платы (с учетом начислений) на сумму 1,7 млн руб. Кроме того, при выплате работникам общества единовременного пособия на оздоровление незаконно начислены и уплачены отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на сумму 3,9 млн руб.

В ОАО «Барановичидрев» при невыполнении мероприятий по финансовому оздоровлению общества генеральному директору в октябре 2012 года необоснованно произведен перерасчет должностного оклада, сумма переплаты заработной платы составила 3,1 млн руб.

С 1 августа 2012 года вступило в силу постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (далее — постановление № 3), в соответствии с которым по значительному количеству автотранспортной техники пересмотрены (в сторону уменьшения) ранее действовавшие нормы расхода топлива.

В то же время, несмотря на то, что Службой в «Республиканской строительной газете» № 1-2 от 11.01.2013 была опубликована статья «Порядок применения норм расхода топлива», а также направлено обзорное письмо от 29.12.2012 № 01-10/611 с предложением привести локальные нормативные правовые акты в соответствие с требованиями постановления № 3, изменения в свои в локальные нормативные акты, регламентирующие нормы списания горюче-смазочных материалов на используемую автотракторную технику, отдельными организациями Минстройархитектуры внесены лишь с сентября-ноября 2012 г., а некоторыми организациями — вообще с января 2013 г.

Данные обстоятельства повлекли излишнее списание топлива на общую сумму 200,9 млн руб. Наибольшие суммы выявлены в ОАО «Стройтрест № 3 ордена Октябрьской Революции» — на 131,5 млн руб., ОАО «Витебский домостроительный комбинат» — на 18,9 млн руб., в ОАО «Мозырьпромстрой» — на 14,0 млн руб., ОАО «Стройкомплекс» — на 7,5 млн руб., ОАО «Строительный трест № 20» — на 6,5 млн руб.

Как показывают материалы проверок, зачастую в результате формального проведения инвентаризаций активов, наличия недостатков в ведении бухгалтерского, складского, оперативного учета в организациях допускаются факты недостач и излишков материальных ценностей, объектов основных средств, а также несвоевременного отражения по учету операций по движению товарно-материальных ценностей.

Все изложенные выше нарушения влекут необоснованные затраты и финансовые последствия с отвлечением оборотных средств подведомственных организаций, что существенно влияет на результаты их финансово-хозяйственной деятельности. При этом необеспечение выполнения требований законодательства и неустранение проверенными организациями выявленных правонарушений могут повлечь привлечение к административной ответственности должностных лиц, чьи действия (бездействие) привели к этим нарушениям.

О. Н. Шикина, заместитель
начальника КРУ РУП «Служба ведомственного контроля
при Минстройархитектуры»

Всего просмотров: 5 124
Опубликованно: 03.06.2013