За коррупцию — к ответу


Версия для печати

Вопросы борьбы с коррупцией остаются актуальными, и, к сожалению, поводов для рассмотрения конкретных примеров коррупционных проявлений достаточно. Принимаемые меры часто бывают запоздалыми. Поэтому профилактике должно быть уделено особое внимание, что и стало основной темой обсуждения на очередном заседании Комиссии по координации ведомственного контроля и предупреждению коррупции при Минстройархитектуры, проведенном в начале октября т. г. В заседании и обсуждении рассматриваемых вопросов приняли участие представители министерства, РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры", а также ответственные работники МВД А. Н. Беляев и П. И. Труханович.

Так, Комиссией было рассмотрено представление Следственного управления предварительного расследования УВД Гомельского облисполкома от 27.09.2011 № 12/1841 об условиях для хищений в ОАО "Светлогорский ДСК", заслушан отчет председателя антикоррупционной комиссии, главного инженера ОАО "Светлогорский ДСК" Н. А. Джигана. Отмечено, что со стороны руководства общества не принято должных мер по недопущению фактов коррупционных проявлений. Комиссией принято к сведению, что решением коллегии Минстройархитектуры от 01.09.2011 № 321 представителю государства в ОАО "Светлогорский ДСК" поручено инициировать на наблюдательном совете вопрос привлечения к дисциплинарной ответственности генерального директора предприятия, допустившего коррупционные проявления в организации, и информацию о принятых мерах по активизации антикоррупционной работы в обществе представить в Комиссию до 1 декабря 2011 года. Секретарю Комиссии поручено осуществить контроль исполнения настоящего решения с ознакомлением организации антикоррупционной работы в обществе с выездом на место в 1 квартале 2012 года и оказанием методологической помощи в данном вопросе.

Следующим вопросом рассмотрены результаты проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных (подчиненных) организаций за июнь–август 2011 года.

При рассмотрении итогов контрольных мероприятий Комиссия отметила, что в соответствии с координационными планами в июне–августе 2011 г. проведена 31 проверка финансово-хозяйственной деятельности в организациях, подчиненных Минстройархитектуры. Кроме того, по обращениям (поручениям) правоохранительных органов проведено 17 внеплановых контрольных мероприятий в подведомственных организациях.

В результате проведенных в июне– августе 2011 г. проверок выявлено вреда на 1396 млн руб., что на 624 млн руб. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, предотвращено незаконных и необоснованных расходов на 980 млн руб., что в 6 раз превышает сумму за июнь–август 2010 г., установлено излишков товарно-материальных ценностей на 89 млн руб.

Согласно пп. 75, 76 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510, Служба проинформировала о проверках за июнь–август 2011 г. 15 госорганов, наделенных правом ведения административного процесса, об установлении в ходе проведения проверок 22 признаков административных правонарушений, 4 сообщения в органы уголовного преследования о выявлении в 9 организациях 11 фактов.

За вышеуказанный период 2011 года нарушения действующего законодательства и наибольшие суммы вреда установлены в области:

— архитектурной и градостроительной деятельности, общая сумма выявленного вреда составила 639 млн руб., или 46 % от всей суммы вреда, установленного за период с июня по август 2011 г. Нарушения в вышеуказанной области вызваны: неправильным определением ставки отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры; включением в акты приемки выполненных работ стоимости материалов, не числящихся по данным бухгалтерского учета, выполнением работ, отсутствующих в проектно-сметной документации, включением излишних стимулирующих выплат, неправильного применения норматива накладных расходов и плановых накоплений;

— налогового и бюджетного законодательства, общая сумма выявленного вреда составила 329 млн руб., или 24 % от всей суммы вреда, выявленного за июнь– август 2011 г. Нарушения в вышеуказанной области вызваны: переплатами налогов (других платежей в бюджет) в результате снятия завышения объемов выполненных работ, установленных в ходе проведения проверочных мероприятий, неправильного применения ставок отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры, не применения в соответствии с налоговым законодательством льгот и др.

— оплаты труда, общая сумма вреда, включая излишне перечисленные отчисления в Фонд социальной защиты населения (далее — ФСЗН), — 176 млн руб., или 12,6 % от всей суммы вреда, выявленного за июнь–август 2011 г. При этом нарушения в области оплаты труда вызваны: неверным установлением тарифных коэффициентов, тарифных ставок, расчетом среднего заработка и расчетов отпускных, необоснованными выплатами материальной помощи и премий, вознаграждений, не предусмотренных локальными нормативными актами, выплаты премий при наличии роста убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности, незаконных выплат, а также необоснованной выплатой заработной платы по материалам правоохранительных органов.

По остальным нарушениям актов законодательства сумма вреда, выявленная в ходе проверок, составила 207 млн руб., или 14,8 % от всех сумм вреда, установленного за июнь–август 2011 г. В том числе незаконное списание горюче-смазочных материалов повлекло причинение вреда в размере 62 млн руб.; излишняя выплата командировочных расходов — 33 млн руб., прочие нарушения повлекли причинение вреда в размере 116 млн руб.

В проверенных организациях предотвращено незаконных и необоснованных расходов на 980 млн руб.

Выборочными инвентаризациями материальных ценностей установлены излишки на 89 млн руб., а также недостачи на 45 млн руб.

Согласно поступившей в Службу от подчиненных и входящих в состав (систему) организаций Минстройархитектуры информации о принятых мерах, по результатам проведенных проверок в июне–августе 2011 г. возмещено вреда на 1285 млн руб., или 92 % от выявленного вреда за указанный период.

На Комиссии были заслушаны руководители организаций, в которых установлены нарушения.

После рассмотрения данного вопроса Комиссия поручила представителям государства в хозяйственных обществах, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в управление министерства, проверенных в июне– августе 2011 г., инициировать рассмотрение результатов проверок, проведенных Службой, на очередных заседаниях наблюдательных советов.

Тема качества строящегося жилья тесно связана с возможными коррупционными проявлениями, в том числе через создание излишков стройматериалов, их перерасходованием и последующим хищением и, в связи с этим, вопрос имеет особую актуальность. О принимаемых мерах по улучшению качества возводимого жилья доложил начальник главного управления строительства Минстройархитектуры О. П. Мозго.

В частности, было отмечено, что Минстройархитектуры организовало работу по направлениям, существенно влияющим на повышение качества строительства жилых домов, в том числе по:

— разработке и принятию новых и усовершенствованию действующих нормативных правовых и технических актов в области качественного строительства жилья, внедрению норм и стандартов ЕС;

— организации производства и поставки на объекты жилищного строительства новых высококачественных строительных материалов, изделий и конструкций;

— развитию системы управления и контроля качества жилищного строительства;

— повышению профессионального уровня инженерно-технических работников линии (мастера, прорабы, начальники участков), работников технического надзора, повышению их ответственности за качественное выполнение работ и допущенные недоделки.

Ужесточены требования, предъявляемые к заказчикам, проектировщикам, подрядным строительным организациям, техническому и авторскому надзорам по достижению высокого качества выполнения проектных, строительно-монтажных, отделочных работ, в том числе при строительстве жилья, выпускаемых строительных материалов и конструкций.

Усилен контроль Госстройнадзора за ходом строительства объектов, а также достижением строительными организациями показателей по реконструкции и модернизации заводов индустриального домостроения.

В целях повышения качества строительства и осуществления качественной приемки объектов строительства в эксплуатацию в 2011 году разработан и принят ряд нормативных и технических правовых актов.

Разработаны и утверждены два технических кодекса установившейся практики и семь стандартов Республики Беларусь, которые регламентируют вопросы проектирования и устройства систем утепления наружных ограждающих конструкций зданий и сооружений, проведения их испытаний и контроля качества работ.

Их утверждение позволило обеспечить широкое внедрение в строительную практику отечественных теплоизоляционных материалов, современных технологий, прогрессивных решений узлов и деталей новых конструктивных систем тепловой изоляции зданий, включая легкие и тяжелые, комплексные и вентилируемые системы утепления.

По итогам рассмотрения научно-техническим советом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь причин образования плесени в жилых помещениях и промерзания стен в квартирах в осеннее-зимний период, научным организациям, подведомственным министерству, поручено разработать в текущем году новые нормативные документы, регламентирующие вопросы отопления и вентиляции, адаптированные к сегодняшним реалиям, в целях устранения причин данных явлений.

Выполняется комплекс мероприятий по внедрению в организациях норм проектирования и стандартов Европейского союза. Утверждены и введены в действие 547 европейских стандартов на строительную продукцию (цемент, пористые заполнители, строительная известь, строительное стекло, полимерные трубы и др.) и методы ее испытаний.

Созданный в 2010 году Республиканский центр управления качеством строительства развивает и совершенствует единую систему обеспечения качества в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности строительных материалов, осуществляет методическое руководство подготовкой и аттестацией инженерно-технических специалистов в области строительства. Так, за январь–май 2011 года получили квалификационные аттестаты в области качества 2141 руководителей и специалистов строительной отрасли.

Средством достижения основных целей повышения качества строительства является внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы служб контроля качества в строительных организациях. Службы, отделы, секторы контроля качества созданы и функционируют в более чем 60 строительных организациях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. В ряде организаций качество продукции и работ контролируют инженеры по качеству и комиссии контроля качества. В строительных организациях и на предприятиях, производящих строительную продукцию, имеются аккредитованные строительные лаборатории и испытательные подразделения.

По информации облисполкомов и Минского горисполкома, в проектных, подрядных организациях и предприятиях стройиндустрии коммунальной формы собственности также созданы службы контроля качества и строительные лаборатории.

Для принятия безотлагательных мер по устранению замечаний граждан по качеству введенных в эксплуатацию объектов жилья, обеспечения контроля за их устранением совместным приказом Минстройархитектуры и Департамента контроля и надзора за строительством от 15 апреля 2011 г. № 123/9 "О мерах по обеспечению устранения замечаний граждан на введенных в эксплуатацию объектах жилищного строительства" созданы рабочие группы в составе ответственных руководителей министерства и департамента, облисполкомов и Мингорисполкома, которые еженедельно ведут мониторинг проводимой работы рай-, горисполкомов, строительных организаций по учету и устранению дефектов по замечаниям граждан.

Проводимая работа позволила снизить количество обращений граждан по сравнению с 2009 и 2010 гг. Если в 4 квартале 2009 г. от граждан из построенных 14 094 квартир было получено 1678 обращений о необходимости устранений имеющихся дефектов, в течение 2010 г. из введенных в эксплуатацию 69 227 квартир поступило 6606 обращений, то в 1 квартале 2011 г. из введенных 15 086 квартир поступило 472 обращения.

Комиссия рекомендовала строительным организациям строго руководствоваться нормативными правовыми актами при осуществлении строительства жилья и других объектов.

На заседании была заслушана информация начальника главного управления экономики Минстройархитектуры В. В. Кутырло по вопросу противодействия неконтролируемому (рейдерскому) проникновению иностранного капитала и акционированию (приватизации) важнейших сфер экономической и предпринимательской деятельности.

Как было отмечено, главным управлением проводится систематический мониторинг состояния дебиторской и кредиторской задолженности подведомственных организаций с выборочным анализом финансово-хозяйственной деятельности организаций, имеющих значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской, в целях выявления рисков отчуждения собственности организаций и захвата самой организации в пользу кредиторов.

Совместно с Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики ежеквартально проводится анализ платежеспособности подведомственных организаций с рассмотрением данных вопросов.

Всеми акционерными обществами Минстройархитектуры разработаны и утверждены Регламенты работы с реестром владельцев ценных бумаг, в которых предусмотрены меры по защите сведений, содержащихся в реестре акционеров в соответствии с постановлением Минфина от 04.09.2009 № 111.

При акционировании стратегически значимых государственных предприятий, в целях привлечения инвестиций Минстройархитектуры вносит предложения в Госкомимущества о включении их в перечень акционерных обществ, акции которых не подлежат льготной продаже членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам. К примеру, предложения внесены Минстройархитектуры в отношении акционирующихся в 2011–2013 гг. ПРУП "Белорусский цементный завод", ПРУП "Кричевцементношифер", РУПП "Гранит".

В отношении продажи акций стратегически значимых акционерных обществ действующим законодательством определена продажа государственных пакетов акций открытых акционерных обществ, включенных в утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь перечень юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики.

В заключение заслушана информация об исполнении решений заседаний Комиссии, проведенных в 2011 году. Отмечено, что принятые решения выполнены.

В соответствии с требованиями пунктов 75 и 76 Положения о порядке организации и проведения проверок РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры" необходимые материалы проверок направлены в правоохранительные и надзорные органы для принятия решений по привлечению к административной ответственности за нарушения, повлекшие установленный вред, дачи юридической оценки действиям виновных должностных лиц.

Проведены 5 мая и 26 сентября 2011 г. семинары-совещания со всеми руководителями организаций и председателями антикоррупционных комиссий по вопросу организации профилактической работы и борьбы с коррупцией на предприятиях и их филиалах.

Всем заинтересованным в срок до 10 декабря 2011 г. предложено внести для включения в план работы Комиссии на 2012 г. требуемые для обсуждения вопросы.

Всего просмотров: 5 979
Опубликованно: 08.11.2011